В Центральном районном суде Твери началось рассмотрение уголовного дела по обвинению директора МКУ «Центр развития образования города Твери» Михаила Арцева в получении взяток за устройство малышей в детские сады вне очередей.
На Арцева возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 290 УК РФ (получение должностным лицом взятки за незаконные действия). Всего в деле семь эпизодов.
Заседание началось с обвинительного заключения, который зачитал Альберт Емельянов, прокурор Центрального района. Согласно ему, с 2014 года Арцев, занимая должность директора МКУ «Центр развития образования города Твери», оказывал влияние на заведующих детских садов, чтобы те брали «нужных» детей вне официальной очереди.
В уголовном деле фигурируют шесть детских дошкольных учреждений: МДОУ № 137 (ДО СОШ №27), № 159, № 69, дважды № 8, № 156 и № 166. По мнению обвинения, Михаил Арцев через своих сотрудников, а также сотрудников управления образования просил заведующих устроить детишек в свои детские сады. В свою очередь, заведующие последних, не возражая, издавали приказы и брали детей 2011 или 2012 года рождения к себе. Деньги, по мнению прокуратуры, это по 15 тысяч за каждого ребенка, Арцев получал через своих посредников - гражданок Ли и Орлову (их уголовные дела выделены в отдельные производства).
Те, в свою очередь, находили родителей и брали с них от 35 до 55 тысяч рублей.
23 апреля 2015 года на ул. Новоторжской Арцев был задержан во время получения денег от одной из них. Оперативное сопровождение осуществлял БЭПиПК УМВД России по г. Твери.
Заслушав обвинительное заключение, Арцев заявил суду, что вину не признает, а дело сфальсифицировано от начала до конца.
Далее суд приступил к исследованию доказательств, полученных в ходе оперативных действий: на суде заслушивались телефонные переговоры двух женщин, получавших с родителей деньги за устройство в детские сады. Исследование доказательств продолжится и в другие дни.
Перед началом судебного заседания Михаил Арцев дал интервью ТИА. В нем он сообщил, что не согласен с обвинением. Он считает, что его намеренно так долго держат под стражей, чтобы оказать на него мощное давление. И за уголовным преследованием стоит некий человек.
Михаил Арцев, директор МКУ «Центр развития образования города Твери»:
- По сути, с 1 августа никаких следственных действий в отношении меня не проводится, и все эти перипетии свидетельствуют только об одном - что существует ярко выраженный корпоративный сговор между оперативными работниками, следствием, прокуратурой.
Когда принимаются решения о продлении сроков содержания под стражей, позиция прокуратуры и позиция суда, к сожалению, говорят о том, что это ярко выраженные противозаконные действия.
В последнем постановлении суда говорится, почему мне надо продлить срок содержания под стражей: «Сама тяжесть преступления дает достаточно полагать, что Арцев может скрыться от суда и продолжить заниматься преступной деятельностью». Куда может убежать человек, которому четыре года осталось до пенсии?!
Причина одна – оказать как можно более мощное на меня давление. Единственное, чего я в настоящее время боюсь, - как бы это давление не стало оказываться на мою семью.
Я не прошу к себе снисхождения, я не прошу отпустить меня в силу каких-то заслуг, я прошу применить в отношении меня закон так, как он написан, а не так, как хочется кому-то. Это единственное мое требование. Я заинтересован в том, чтобы в суде прошло объективное расследование, именно поэтому я не собираюсь никуда убегать.
Сначала оперативный работник, потом следствие получают эстафетную палочку, что Арцев должен сидеть. Идея такая – Карфаген должен быть разрушен. Дальше эстафетную палочку принимает прокуратура, а потом суд. То есть, надо сидеть, сидеть и сидеть…. Не потому что я убегу или буду на что-то давить. Такова традиция, которая существует в Тверской области. Особенностью Тверской области является пренебрежение к закону, а также очень большие санкции, которые выносятся по любым уголовным делам.
Вы признаете себя виновным?
– Нет, это я говорил и ранее. Это все просто не соответствует действительности.
- А почему так получилось, что вас стали обвинять по ст. 290 УК РФ?
– Я пока не могу на эту тему ответить, у меня есть свое понимание того, кто может являться инициатором этого вопроса, но я оставлю это при себе.
Сторона защиты подсудимого уверена в том, что действия Арцева изначально неверно квалифицированы: взяткой тут и не пахнет.
Иван Вяхирев, адвокат:
- Мой подзащитный обвиняется в том, что он получал взятки через посредничество этих двух женщин - по 15 тысяч рублей за тех детей, которых он, по мнению обвинения, устраивал в детский сад. Следствием эти действия квалифицированы как взятка.
Объективно установлено теми материалами, которые есть, что никакого получения взятки мой подзащитный не совершал.
Да, мой подзащитный Арцев – чиновник. И если бы, грубо говоря, он брал деньги со своих подчиненных за то, что он им премии выдает, или они плохо работают, а он их не увольняет, это можно расценить как взятка.
Но в данном случае, согласно предъявленному обвинению, мой подзащитный мог оказывать какое либо влияние на заведующих детских садов, потому что детей, согласно тексту обвинения, брали в сады именно заведующие. Они издавали приказы, они брали заявления с родителей. Мой подзащитный обращался к ним с просьбой. Такие действия, даже если они будут доказаны судом, и даже, может быть, получал за это деньги, они не образуют состава взятки в силу того, что заведующие детского сада не находятся я в подчинении у руководителя Центра развития образования.