Предпринимателям, работающим в сфере наружной рекламы, хорошо известно, что размещение рекламных конструкций в городе определено Схемой, которая утверждается постановлением администрации. Изначально действующая ныне Схема включала 310 мест предполагаемого размещения рекламных конструкций. Однако в связи с тем, что решением Тверской городской Думы была определена территория культурно-исторической части города, в границах которой размещение рекламных конструкций не допускается, Схема нуждается в корректировке. А именно – из нее автоматически исключаются 50 мест размещения наружной рекламы.
Еще один документ, регулирующий рекламный рынок в любом городе, – это ГОСТ. В спорах о том, обязательный или рекомендательный характер носит госстандарт в области размещения наружной рекламы, точку поставило Постановление Правительства РФ №1033 от 29.09.2015 года. В соответствии с ним с 1 марта 2016 года ГОСТ должен применяться в обязательном порядке.
Только по предварительным подсчетам в среднем по стране ГОСТу соответствует не более 10-15% рекламных конструкций. Как с этим обстоят дела в Твери? Чтобы ответить на этот вопрос, администрация города уже сейчас начала анализ.
Сотрудники департамента потребительского рынка и наружной рекламы – каждый день в «полях». С помощью специального gps-оборудования они изучают каждое рекламное место на предмет соблюдения ГОСТа.
Особое внимание – исторической части города, определенной сложившейся застройкой, начиная с XVIII-XIX веков и территорий более раннего периода. Архитектурный облик древней Твери необходимо сохранить, поэтому размещение там крупноформатных рекламных конструкций недопустимо.
По результатам этой работы действующая схема будет изменена. Не соответствующие ГОСТу места размещения будут из нее исключены. Но это не значит, что на развитии рекламного рынка в городе можно поставить точку. Дополнительно в Схему будут включены все места, которые соответствуют ГОСТу и находятся за пределами культурно-исторической части города, – это более 100 рекламных щитов. Право эксплуатировать эти места будет предоставляться предпринимателям по результатам торгов.
Следует напомнить, что местными правовыми актами регламентируется размещение не только рекламы, но и иных информационных конструкций, которые также способствуют продвижению товаров и услуг.
Размеры, внешний вид и даже содержание любых элементов информационного оформления всех предприятий и организаций Твери строго регламентируется действующими Правилами благоустройства города. В настоящее время администрацией города подготовлен ряд изменений в этот документ. Для того, чтобы в них разобраться, надо вспомнить основные понятия в сфере информационного оформления.
Начнем с привычного всем слова «вывеска». Согласно Правилам благоустройства, это табличка размерами не более чем 60 на 60 сантиметров, содержащая информацию об организации (магазине, предприятии сферы общепита или услуг и так далее), которая обязательна для доведения до сведения потребителя в соответствии с законодательством о правах потребителей. Размещается она на видном месте на стекле витрины или на входной двери. На установку такой таблички никакого разрешения не требуется.
Все остальное – это уже информационные конструкции, к которым как к элементам благоустройства предъявляются особые требования. Содержат такие конструкции, как правило, следующую информацию: фирменное наименование продавца (изготовителя, исполнителя), его коммерческое обозначение либо другие средства индивидуализации (например: Магазин «Ромашка» или «Столовая №26»); сведения о профиле деятельности, реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах (например: «промтовары» или «ремонт обуви»); а также дни и часы работы организации.
Существует ряд общих требований к размещению информационных конструкций. Это, в частности, безопасность для населения, соответствие логике архитектурного решения и условиям восприятия, удобство эксплуатации и ряд других. Кроме того, должен соблюдаться приоритет мемориальных объектов и знаков адресации, а также важно не нанести ущерб убранству фасада и эстетическим качествам городской среды. На размещение конструкции необходимо согласие собственника или иного законного владельца недвижимого имущества.
Отдельные требования предъявляются к дизайну информационных конструкций. Шрифтовое и художественное решение конструкций и вывесок, размещаемых на одном здании, должно иметь комплексный характер. Общие требования к колористике информационных конструкций и вывесок определяются цветовой гаммой сложившейся застройки или отдельно взятого фасада.
Категорически запрещается использование сильных контрастов, разрушающих единство архитектурного фона, использование цветов, диссонирующих с колористикой фасада, применение флуоресцентных цветов, окраска поверхности остекления витрин, полное перекрытие (закрытие) оконных и дверных проёмов, а также витражей и витрин, размещение на фасадах зданий фотографий каких-либо товаров или изображений (например, какая-либо техника, одежда, обувь и т.д.)
Впрочем, соблюдение правил и запретов – это ещё не всё. Для размещения информационных конструкций необходимо согласование департамента архитектуры и строительства администрации города Твери. Его порядок утверждён соответствующим постановлением администрации города Твери.
Для получения согласования установки информационной конструкции заявитель обращается в Департамент с заявлением, заполненным по установленной форме. К нему прикладываются ряд документов, полный перечень которых можно выяснить в Департаменте. Поданное заявление в течение десяти дней рассматривается архитектурно-градостроительным советом, после чего принимается положительное либо отрицательное решение.
В согласовании установки конструкции может быть отказано только по объективным причинам. На основании заключения Совета Департамент архитектуры и строительства администрации города Твери в течение трёх дней готовит и направляет заявителю согласование на установку информационной конструкции либо мотивированный отказ в его выдаче.
Вот собственно и все основные принципы, действующие в Твери на сегодняшний день. Однако в ближайшее время администрация города планирует внесение в них ряда изменений. Дадим их краткое описание.
Так, некоторое упрощение коснётся порядка размещения вывесок. Теперь несколько организаций и/или предпринимателей, находящихся в одном здании и имеют общий вход, могут установить одну общую табличку-указатель, содержащую сведения об их наименовании и занимаемом этаже (номере офиса).
Целый ряд изменений коснётся размещений информационных конструкций. Будет предусмотрена возможность размещения такой конструкции на внутренней поверхности витрины, если она занимает не более 25 % от площади её поверхности.
Вместе с тем устанавливается ряд новых запретов. Появится высотное ограничение – информационные конструкции будет разрешено размещать в исторической части города не выше нижней линии окон второго этажа, в остальной части города – не выше нижней линии окон третьего этажа. Размещение крышных информационных конструкций будет допускаться только в виде отдельных букв на торговых, офисных, развлекательных центрах.
Также будет запрещено размещение информационных конструкций на глухих торцах фасада, в границах жилых помещений, на архитектурных деталях, на ограждениях балконов и лоджий. Под запрет попадёт частичное перекрытие оконных и дверных проёмов (сейчас запрещено только полное закрытие). Нельзя будет размещать информационные конструкции с помощью или в виде тканевых, баннерных панно и полотен (за исключением афиш), а также панно и полотен, изготовленные с использованием полиэфирной, иной ткани либо иных материалов на мягкой основе.
Внесение изменений не повлечёт одномоментного обязательства всё изменить – для этого в Правила благоустройства вносятся переходные положения. Так, фасады зданий, строений и сооружений, информационные конструкции, нестационарные торговые объекты, в том числе объекты по оказанию услуг, ярмарки, должны быть приведены в соответствие с Правилами благоустройства города Твери в течение шести месяцев со дня вступления в силу решения Тверской городской Думы. Тканевые, баннерные панно и полотна, а также панно и полотна, изготовленные с использованием полиэфирной, иной ткани либо иных материалов на мягкой основе (в том числе поливинилхлоридной или иной плёнки), на зданиях, строениях, сооружениях любого способа изготовления и крепления подлежат демонтажу в течение месяца со дня вступления в силу решения ТГД.
Еще один способ информирования – это указатели, размещаемые на опорах наружного освещения и контактной сети электротранспорта. Причём требования к ним вводятся достаточно либеральные.
Так, установлен исчерпывающий перечень возможной информации, размещаемой на указателях. Они могут содержать данные о наименовании объекта, профиле его деятельности, реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, местонахождении, направлении и расстоянии до объекта, а также контактных телефонах. Кроме того, на указателе может быть размещено охраняемое законом средство индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий (например, логотип).
Внешний вид указателя не должен иметь сходство с дорожными знаками, снижать их видимость или эффективность, ослеплять участников движения или отвлекать их внимание. Либо он должен соответствовать действующим ГОСТам.
Не допускается размещение более одного указателя на опоре, размещение консольных указателей над проезжей частью, размещение на указателях фотографий каких-либо товаров или изображений, за исключением охраняемых законом средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий.
Размещение указателей осуществляется по договору с владельцем опор наружного освещения и контактной сети электрического транспорта, получения разрешения (согласования) не требуется.
Итогом работы по приведению рекламного рынка города в цивилизованное русло должно стать достижение баланса между нуждами бизнеса – привлекать внимание к своим товарам и услугам, чтобы выгодно их продать, и потребностями горожан, одна из которых – жить в благоустроенном, современном, красивом городе. Долгие годы перевес оставался за бизнесом. В доказательство можно привести любую фотографию центра города, сделанную до июля 2014 года. За баннерами и растяжками исторические здания можно разглядеть только с помощью рентгена. Сейчас картина меняется и, судя по созданию качественной нормативной базы, регулирующей рекламную сферу, бизнес от этого не проиграет, а напротив, получит импульс для развития в рамках закона.