Законодательное Собрание приняло закон «Об областном бюджете Тверской области на 2016 год» в первом чтении. В этом году процесс рассмотрения федерального и региональных бюджетов претерпел кардинальные изменения. Главные финансовые документы формируются не на трехлетний период, а только на предстоящий год.
Причиной такого решения стал ряд объективных обстоятельств, которые не позволяют в полной мере заниматься долгосрочным планированием, поэтому в целях соблюдения бюджетных обязательств было введено утверждение бюджета на годичный срок.
Главными факторами, влияющими на основные параметры областного бюджета, являются умеренный темп роста доходной части, продолжение политики сдерживания роста государственного долга, максимальная концентрация имеющихся финансовых ресурсов на приоритетных направлениях государственных программ Тверской области.
Согласно закону, общий объем доходов с учетом средств федерального бюджета составит 46 млрд. 790 млн. рублей. Расходы запланированы в сумме 49 млрд. 131 млн. рублей. Дефицит предусмотрен в объеме 2 млрд. 341 млн. рублей.
В новых экономических условиях областной бюджет сохранит социальную направленность. Более 98% расходов бюджета распределены по 25-ти государственным программам. Если говорить об отраслевой структуре расходов, то на финансовое обеспечение социально-культурной сферы приходится 65%. Больше всего средств планируется на такие сферы, как: образование – 23%, здравоохранение – порядка 22%, социальная политика – 19%. Важнейшей составляющей нового бюджета остается выполнение социальных обязательств, обозначенных в Указах Президента РФ. Кроме того, предусмотрена индексация ежемесячных денежных выплат реабилитированным лицам и лицам, пострадавшим от политических репрессий, ежемесячного государственного пособия на ребенка, базового пособия многодетным семьям и других публичных нормативных обязательств с 1 октября 2016 года на 5,5%.
Формирование межбюджетных отношений с муниципальными образованиями остается одним из важных направлений бюджетной политики. Начиная с 2016 года при распределении дотаций на сбалансированность местных бюджетов будет учитываться стимулирующий аспект – повышение уровня стабильных доходов на душу населения для муниципальных образований с эффективно развивающейся экономикой. Таким образом, муниципальные образования, результативно работающие над увеличением налогооблагаемой базы, привлечением инвестиций, созданием новых рабочих мест, получат дополнительные дотации. В специальной методике применены повышающие коэффициенты по итогам оценки экономического и налогового потенциала территории. Такой механизм призван стимулировать муниципалитеты к более активной работе.
Отдельным направлением в системе межбюджетных отношений является реализация на территории Тверской области Программы поддержки местных инициатив. Всего на ее реализацию в областном бюджете предусмотрено 96 млн. рублей, из которых 4 млн. рублей планируется на реализацию ППМИ на территории городских округов.
Комментируя принятый в первом чтении закон, председатель Законодательного Собрания Тверской области Андрей Епишин отметил, что бюджет-2016 трудно назвать бюджетом развития в традиционном понимании интенсивного роста, расширения сферы капитальных вложений. Тем не менее, заложенные в нем приоритеты внушают сдержанный оптимизм и позволят в достаточной мере соблюдать социальные обязательства, находить резервы для экономии и точечного роста, реализации значимых инвестиционных проектов.
- Бюджет области на 2016 год, если говорить о его общих показателях, достаточно сбалансирован, - сказал Андрей Епишин. - Не будем забывать, что предмет первого чтения – это основные параметры бюджета. Теперь главный финансовый документ региона пройдёт подготовку ко второму чтению, предметом которого будет перераспределение бюджетных средств по отраслям.
Спикер областного парламента обратил внимание на совершенствование межбюджетных отношений, заметив, что этот вопрос стал темой отдельной дискуссии, прошедшей в областном парламенте.
- Безусловно, есть вопросы, которые поднимались муниципальными образованиями еще на стадии подготовки законопроекта. Полагаю, что они будут решены в рамках рассмотрения документа во втором чтении, - резюмировал Андрей Епишин.
Пресс-служба Законодательного Собрания Тверской области.