16 ноября в Законодательном Собрании Тверской области состоялись публичные слушания по проекту областного бюджета на 2016 год и прогнозу социально-экономического развития региона на 2016 год и плановый период 2017-2018 годов.
В «нулевом чтении» проекта главного финансового документа Верхневолжья приняли участие депутаты Законодательного Собрания, руководители и ответственные работники областных министерств и территориальных органов государственной власти, представители муниципалитетов, общественных организаций и бизнес-сообщества.
Открывая слушания, Председатель Законодательного Собрания Тверской области Андрей Епишин обратил особое внимание на то, что в этом году процесс рассмотрения федерального и региональных бюджетов претерпел кардинальные изменения. Главные финансовые документы формируются не на трёхлетний период, а только на предстоящий год.
Спикер областного парламента назвал причиной такого решения ряд объективных обстоятельств, которые не позволяют в полной мере заниматься досрочным планированием. Санкционное давление, ситуация на сырьевых и финансовых рынках - эти факторы оказывают влияние на состояние экономики России. Конечно, их последствия не могут не ощущать на себе регионы. В столь непростой ситуации целесообразно ввести утверждение бюджета на годичный срок, отметил Андрей Епишин.
- Тем не менее, для прогнозирования на уровне региона решено сохранить трехлетнюю периодичность. В рамках публичных слушаний мы планируем заслушать информацию «О прогнозе социально-экономического развития Тверской области на 2016 и на плановый период 2017 и 2018 годов». Полагаю, что есть необходимость самым тщательным образом проанализировать данный прогноз не только через призму интересов и возможностей отдельных отраслей экономики и муниципальных образований, но более детально и беспристрастно обсудить развитие макроэкономической ситуации, - сказал спикер.
Сегодня такие драйверы роста и налоговых поступлений прошлых лет как жилищное строительство, потребительский спрос и товарооборот близки к исчерпанию своего потенциала. Предстоит через программы импортозамещения, через более гибкую промышленную политику идти к стимулированию роста производства и наращиванию налоговых поступлений.
Андрей Епишин отметил, что Правительство, министерство финансов области серьезно подошло к формированию проекта бюджета-2016. Выдержаны все принципиальные моменты государственной бюджетно-налоговой политики: курс на улучшение администрирования всех источников доходов на региональном и муниципальном уровнях, оптимизацию налоговых льгот и налоговых расходов бюджета, совершенствование межбюджетных отношений; исполнение действующих расходных обязательств, в том числе реализация «майских указов».
В соответствии с проектом планируются следующие основные параметры областного бюджета. Общий объем доходов с учетом средств федерального бюджета составит 46 млрд. 790 млн. руб. Расходы областного бюджета на 2016 год запланированы в объеме 49 млрд. 131 млн. руб. Дефицит предусмотрен в объеме 2 млрд. 341 млн. руб.
- Конечно, эти параметры не окончательные, они могут быть скорректированы после принятия бюджета Российской Федерации, - отметил Андрей Епишин. - В Государственной Думе уже состоялось его первое чтение. Есть уверенность, что в целом сохранятся и все меры финансовой поддержки для Тверской области. Однако говорить о точных показателях пока рано.
Как было отмечено на Парламентских слушаниях в Совете Федерации, планируется, что в 2016 году для Тверской области будет существенно увеличен такой важнейший показатель как размер дотации из федерального центра на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов.
В новых экономических условиях областной бюджет сохранит традиционную социальную направленность. 98% расходов бюджета распределены по 25-ти государственным программам, которые охватывают потребности образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, спорта. Продолжится модернизация дошкольных образовательных учреждений, обеспечение жильём детей-сирот, финансирование сети социальной инфраструктуры.
Что касается госпрограмм, то в современных условиях возникла необходимость провести их инвентаризацию и выработать чёткие механизмы оценки их эффективности. В том числе, и далее совершенствовать систему социальной поддержки граждан по критериям адресности и нуждаемости.
Управление государственным долгом остается одним из ключевых элементов бюджетной политики. Поскольку у Тверской области задолженность сегодня в процентном отношении ниже среднего значения по регионам РФ (по итогам 2014 года объем рыночного долга сократился на 22%, целенаправленно и последовательно эта работа ведется Минфином и в этом году), есть все основания оценить запланированные в проекте областного бюджета на 2016 год показатели расходов по обслуживанию государственного внутреннего долга как достаточно реалистичные.
- Конечно, трудно назвать бюджет будущего 2016 года - бюджетом развития в традиционном понимании интенсивного роста, расширения сферы капитальных вложений. Но вместе с тем хочу отметить, что заложенные в проекте приоритеты внушают сдержанный оптимизм - позволят в достаточной мере соблюдать социальные обязательства, находить резервы для экономии и точечного роста, реализации значимых инвестиционных проектов. По своей идеологии бюджет области на 2016 год планируется достаточно прагматичным, жестким по исполнению, что ориентирует региональные ведомства, органы местного самоуправления на согласованное, ответственное взаимодействие в предстоящий бюджетный период, - резюмировал Андрей Епишин.
Слушания вёл председатель постоянного комитета по бюджету и налогам Законодательного собрания Константин Буевич. С докладом «О прогнозе социально-экономического развития Тверской области на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов» перед присутствующими выступил министр экономического развития Алексей Огоньков.
Основные параметры областного бюджета на 2016 год представил заместитель председателя Правительства Тверской области Александр Меньщиков.
В обсуждении участвовали депутаты областного парламента, руководители и ответственные работники областных министерств и территориальных органов госвласти, представители муниципалитетов, общественности и бизнес-сообщества.
После «нулевого чтения» проект бюджета пройдёт детальное изучение и обсуждение в постоянном комитете по бюджету и налогам, в других парламентских комитетах.
Константин Буевич заверил, что все предложения и замечания, высказанные участниками публичных слушаний, будут депутатами изучены и учтены.