Коллекция Президентской библиотеки «Тверская область: страницы истории» пополнилась новыми материалами из Государственного архива Российской Федерации, Российского государственного исторического архива, Российской государственной библиотеки и других организаций. В результате первая национальная электронная библиотека страны существенно обогатила летопись развития православия в Тверском крае.
Русский церковный историк и краевед священник Н. А. Криницкий в «Сведениях о времени распространения христианства в местностях, входящих ныне в пределы Тверской епархии» (Тверь, 1895) останавливается на описании географического положения и этнографического состава населения Тверского края.
В книге А. Соколова «Святой благоверный великий князь Михаил Ярославович Тверской» 1864 года описана жизнь, деятельность и мученическая кончина великого князя. Он пал за землю свою как истинный герой и христианин.
Повествование начинается с описания неисчислимых бед, которые принесло на Русь татаро-монгольское иго. «Страшно и сказать, какие ужасы производили татары в завоеванных ими городах русских! – пишет А. Соколов в своей книге. – И хотя многие из князей с беспримерным мужеством и геройским самоотвержением восставали против неприятелей и бились, не щадя своей крови и жизни, но не могли одолеть многочисленных, дружных и стремительных в нападении врагов».
Будучи истинным отцом своих подданных, благоверный князь Михаил Ярославович (1271–1318) мужественно заступался за них и, не щадя собственной жизни, противостоял покушениям врагов. «И сами верные ему тверитяне готовы были положить за него свои головы».
За твердость характера и мужество в сражениях ордынские князья судили князя и подвергли аресту. Верные слуги князя умоляли его спастись бегством, проводники и лошади были готовы к этому. «Никогда этого со мной не бывало, и не дай Бог сделать это. Пусть я один спасусь, но в какой беде оставлю народ мой и какую за это получу славу? Да будет же воля Господня! Правдою всегда жил я перед Богом и людьми; и теперь не поступлю против совести моей. Пусть же лучше с моею смертию другие получат отраду», – отвечал им Михаил Тверской.
Хан в конце концов утвердил смертный приговор, после которого, как говорит источник, «народ тверской впал глубокую скорбь, переплавленную потом в столь сильную ненависть к врагу, что он был сметен из пределов русских».
Оцифрованные Президентской библиотекой уникальные фолианты пополнили коллекцию «История Русской Православной Церкви», являющуюся одной из самых значимых в 400-тысячном фонде первой национальной электронной библиотеки.