В канун 8 марта тверские журналисты познакомились с буднями женской зоны. Вышневолоцкая ИК-5 - одна из самых маленьких исправительных колоний страны, её периметр составляет немногим более полукилометра. В тесноте, да не в обиде, здесь содержатся 702 преступницы из Тверской, Новгородской, Мурманской, Архангельской, Псковской областей, а также из Москвы и столичного региона. Здесь, за колючей проволокой, они так же, как и мы, работают и зарабатывают, учатся и занимаются творчеством, любят свои семьи и остаются женщинами несмотря ни на что.
История колонии насчитывает почти 140 лет. Вышневолоцкая пересыльная политическая тюрьма была открыта в ноябре 1878 года, в ней содержали рабочих, крестьян, интеллигенцию. Среди известных узников - писатель Владимир Короленко, литераторы Николай Анненский, Марк Волохов, издатель Флорентий Павленков, Григорий Мачтет – автор песни «Замучен тяжелой неволей», видные пропагандисты. Старый тюремный корпус до сих пор используется, поскольку на крошечной территории просто невозможно выстроить ничего нового. В полуподвале - комната доверия, где заключённые могут обратиться к администрации с вопросами и жалобами, спортзал и кабинет психологической помощи. На втором этаже разместилась медсанчасть, на третьем - один из отрядов общего режима.
Все узницы ИК-5 осуждены впервые, рецидивисток здесь нет. Из семи сотен заключенных 40% отбывают срок за преступления, связанные с нелегальным оборотом наркотиков, многие из этих женщин – цыганки. 30% осуждены за тяжкие и особо тяжкие преступления, остальные – за нетяжёлые преступления. Их сроки составляют от полугода и более, у 55 женщин - свыше 10 лет, одна осуждена больше чем на 20 лет. Средний возраст заключенных - от 30 до 50 лет, хватает и молодёжи, есть пенсионерки.
На женских плечах в колонии держится почти всё. Её жизнедеятельность обеспечивают 259 сотрудников и вольнонаёмных рабочих, из них 94 - женщины в погонах. Осуждённые, в свою очередь, отвечают за уборку территории и помещений, работают на кухне. Нина в колонии уже семь лет, на кухне - четыре года. На воле женщина была технологом деревообработки, затем работала парикмахером, а на зоне получила новое образование, и теперь Нина - старший повар, помощник мастера.
- Смотрю за качеством приготовления пищи, беру пробы, проверяю, чтобы всё правильно было. Все точки прошла, начиная с картошки и мойки, а затем стала старшим поваром. С оперативными сотрудниками мы проводим закладки маргарина, масла - эти продукты в основном на мне.
На территории ИК-5 работает филиал профтехучилища на базе Бежецкой ИК-6, где как раз и готовят поваров, операторов газовой котельной, операторов швейного производства. Все трудоспособные осужденные обеспечены работой: здесь расположены производственные цеха, в которых женщины шьют спецодежду для крупных коммерческих фирм Москвы, а также, по госзаказу, униформу для сотрудников УФСИН.
В одних цехах проходит промер, в других – раскрой на специализированном оборудовании, в третьих – непосредственно швейное производство. Каждая женщина выполняет определённую операцию: кто-то пришивает карманы, а кто-то – обрезает нитки на уже готовых изделиях, если по каким-то причинам не может шить или кроить.
Олеся в исправительной колонии с декабря 2014 года, шить научилась здесь же. Для неё, как и для многих женщин, работа – это действенный способ скрасить будни.
- Заработанные деньги мы тратим на продукты питания, отовариваем в ларьке, берём то, что нам надо.
В магазине женщины действительно могут приобрести всё необходимое, и не стоит обращать внимание на его небольшую площадь. По правилам зоны работает ларёк только в определённые часы, а заходить внутрь могут не более трёх человек зараз. Здесь же женщины покупают таксофонные карточки для разговоров с родными.
В колонии действует храм в честь святой великомученицы Анастасии Узорешительницы, построенный на средства благотворительного фонда «Благо». Освятили деревянную церковь 9 мая 2009 мая, службы здесь проводит протоиерей Богоявленского собора о. Олег, который приходит в колонию еженедельно. Храм посещает порядка 150 прихожанок, и постепенно их становится всё больше. Можно прийти помолиться, поставить свечку. В отсутствие батюшки молитвы читает его помощница Алла.
- На воле я была верующим человеком, но ходила в церковь только по праздникам. По-настоящему к Богу я пришла только здесь. Это моя отдушина: переступаешь порог церкви и попадаешь в совершенно другую атмосферу.
24 узницы – мусульманки, но они не исполняют свои обряды и не изъявляют желания делать это, говорит Анна Смирнова, заместитель начальника ИК-5 по социальной и воспитательной работе. Только одна девушка однажды спросила, можно ли ей молиться после отбоя в специальной одежде, но ей было предоставлено разъяснение имама: молиться можно и в униформе, но только до отбоя, в соответствии с внутренним распорядком колонии.
Сейчас идёт Великий пост, и есть женщины, которые решают поститься. Тем не менее, они должны прийти в столовую и получить пищу, а съесть из неё только то, что приемлемо в пост. Другую еду они могут приобрести в магазине или получить в передаче от родных.
Неудивительно, что в библиотеке колонии растёт спрос на духовную литературу, ей посвящён отдельный стенд. Всего в местном фонде более 10 тысяч бумажных книг, 17 тысяч – электронных, есть небольшой читальный зал с периодическими изданиями.
- Девочки очень любят фэнтези, приключения и любовные романы, - говорит библиотекарь Наталья. – Хорошо читают духовную литературу, батюшка принёс много нового, все ударились. Газеты и журналы идут на ура – «Казённый дом», «Российская газета» - их очень ждут. Все хотят знать новости, и мы смотрим их в 12:00, в 18:00.
В библиотеке также установлен электронный терминал. С его помощью каждая осуждённая имеет возможность ознакомиться с юридической литературой и кодексами, а также узнать все данные по своему личному делу: количество свиданий, средств на счёте, условия УДО и прочее. В этом же здании находится и вечерняя школа: тем, кто не получил среднего образования на воле, не поздно сделать это на зоне. В настоящее время там учатся более 200 осужденных.
Важное место для женщин ИК-5 – это клуб, где сейчас готовится концерт к Международному женскому дню. Осуждённые исполняют танцевальные и вокальные номера, колония располагает базой костюмов, что-то женщины шьют сами. На стене клуба – хроника важных событий: визиты духовного лица, праздничные концерты, родительский день в конце мая – начале июня, когда сюда приезжают дети заключённых. За соседней дверью в художественной мастерской оформитель – тоже из числа осуждённых – пишет акварелью праздничные плакаты.
ИК-5 – это колония общего режима, но женщины отбывают наказание здесь в разных условиях: существуют способы как поощрения узниц за примерное поведение и хорошую работу, так и наказания их за нарушения режима. Так, пять человек сейчас находятся в изоляторе: две из них имеют строгие условия содержания, ещё три получили наказание. Женщины в колонии совершенно разные, и причины наказания бывают порой совершенно нелепыми. Так, одна женщина сказала другой, что та улыбается, как чеширский кот. Вторая посчитала это оскорблением и в ответ обозвала её чучелом. Завязалась перепалка. В результате в изолятор на время попали обе, второй посоветовали всё-таки прочитать «Алису в Стране чудес», благо в библиотеке колонии эта книга есть.
Через полгода отбываемого срока каждая осуждённая может быть решением комиссии переведена на облегчённые условия содержания. Сегодня таких женщин в ИК-5 61. У них есть своё помещение для приёма пищи, комната отдыха с телевизором и живым уголком, небольшой спортзал, отдельная тумбочка (при обычных условиях тумбочка одна на двоих), переговорная комната, где в присутствии сотрудника УФСИН они могут поговорить по телефону или посредством видеосвязи с родными и близкими.
Все осуждённые могут получить помощь психолога, как индивидуально, так и в группе, это тренинги, видеорелаксационные мероприятия, сеансы психоэмоциональной разгрузки.
- Эмоциональная неустойчивость у осуждённых присутствует, но это чаще эпизодическая зацикленность, бывают эпизоды, когда женщина абсолютно спокойна, - рассказывает Светлана Чугунова, психолог психологической лаборатории ИК-5. – Это зависит и от наличия заболеваний, и от каких-то событий жизненного плана, в том числе мимолётных.
Есть осуждённые, которые приходят в кабинет психолога ежедневно по собственной инициативе. У кого очень значимые отношения с родственниками – переживают из-за расставания с детьми, мужьями и имеют потребность поговорить об этом с психологом. Есть отдельная категория женщин, которых мучает чувство вины за совершённое преступление. По статистике это в основном осуждённые по ст. 105 УК РФ.
В ИК-5 широко используется арт-терапия: осужденные учатся выражать свои чувства, внутренние состояния с помощью изобразительного творчества. На рисунках узниц – обычные женские ценности: семья, дети, дом. К примеру, одна из них: всё изображено в ярких красках, в верхней части картинки светит солнце. Так женщины изображают счастье, к которому стремятся.