За последнее время были приняты важные документы для всех тверичан: Генеральный план развития города, Стратегия развития до 2030г., Правила благоустройства города и другие организационные меры по реформированию системы управления городом. Городская Общественная палата полтора года назад (10.06.2013г) обозначила проблемы и обсудила состояние благоустройства и экологии в городе, выработала рекомендации по решению ряда вопросов в том числе:
- по уменьшению загрязнения воздуха,
- по очистке сточных вод, водоёмов, улучшению качества питьевой воды,
- по санитарному состоянию города,
- по озеленению городской территории,
- по организации экологической работы властными органами и общественностью.
Что же изменилось за прошедшее более года время? Как реализуются пожелания и рекомендации общественности?
Члены комиссии по развитию города, городскому хозяйству и экологии ОП при подготовке данного вопроса в течение почти трёх месяцев изучали положение дел, встречаясь с жителями районов, руководителями ведомств, побывали на ряде объектов.
Министерство природных ресурсов и экологии РФ подготовило Всероссийский рейтинг качества городской среды за 2012 и 2013 гг. Результаты рейтинга оцениваются по состоянию:
- воздушной среды
- качества воды
- обращения с отходами
- транспорта
- управления воздействием на окружающую среду.
Город Тверь в 2012 году по результатам рейтинга занял 68 место из 85 городов России. И был отмечен, как непредставивший достаточных данных по категориям. А за 2013 г. наша Тверь заняла, по тем же показателям, уже 81 место, также не представив достаточных данных по категориям оценки. Поэтому Тверь была отнесена к худшим по результатам рейтинга. Это свидетельствует о том, что, прежде всего, в городе не было ответственного лица в администрации за эту работу. Мониторинг не проводился.
Территория города относится к зоне умеренного потенциала загрязнения атмосферы, но характеризуется высоким уровнем загрязнения преимущественно в летнее время. Как известно, что при недавней разработке Стратегии развития города был проведён анализ экологического состояния. Он показал, что 15% территории города находится в зоне с «экстремально возможным высоко загрязнённым и очень сильно загрязнённым воздухом». А всего 40% территории города имеет загрязнённую атмосферу двуокисью азота, сернистым ангидридом, бутилацетатом, толуолом, взвешенными частицами (пылью) и рядом других вредных веществ с превышением значений ПДК в 3-6 раз, что ведёт к ухудшению здоровья населения.
Основными загрязнителями воздуха являются :
- «Тверской Полиэфир»,
- ВНИИСВ,
- железобетонные, силикатные, машиностроительные заводы, полиграфические предприятия и ряд других.
Ежегодно в атмосферу поступает более 100 наименований загрязняющих веществ 1-4 классов опасности, в общей сложности более 17 тысяч тонн в год, в том числе свыше 8 тысяч тонн выбрасывается без очистки.
К сожалению, многие предприятия - загрязнители не имеют утвержденных нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) и уточненных размеров санитарно-защитных зон (СЗЗ), в которых должны быть указаны границы этих зон, паспорт и план благоустройств, сан-эпидемиологическое заключение в соответствии с действующим СНИПом.
Но наибольшим источником загрязнения является автотранспорт, на долю которого приходится более половины всех выбросов загрязняющих веществ – окиси углерода, бензола, диоксида серы и других специфических загрязняющих веществ. Наглядный пример очень интенсивного проявления вредных веществ мы наблюдаем в зимнее время, когда выпавший снег буквально за 2-3 дня покрывается чёрной плёнкой, загрязнённой тяжёлыми металлами (свинцом, мышьяком, цинком и др.) А уровни загрязнения на автомагистралях в зонах жилой застройки значительно превышают даже те, что мы имеем в зоне влияния промышленных предприятий. Основными причинами такого состояния являются резкое увеличение в последние годы количества автотранспорта, который насчитывает свыше 150 тысяч единиц, и слабо развивающаяся дорожная сеть.
Транспортная схема города предусматривала строительство северной окружной дороги по улице Красина-Фрунзе и южной - по набережной рек Лазурь и Тьмака до проспекта Калинина. Но осуществление намеченного неоправданно затянулось. Предполагаемое расположение Западного моста не вселяет уверенности в том, что главная в настоящее время задача разгрузки автотранспортом Центра города (пр. Калинина, ул. Советская, наб. А.Никитина) будет решена. Взятый в городе курс на развитие автомобильного общественного транспорта, при одновременном сокращении трамвая и троллейбуса, ещё больше усугубит экологическую обстановку.
Достаточных мер по ликвидации транспортного «коллапса» не принимается. Чёткой программы развития общественного электротранспорта в городе нет. Пока идут дебаты.
Таким образом, высказываемые на прошлом заседании Общественной палаты некоторые предложения по оздоровлению воздушной среды, видимо, сегодня следует повторить. И как одно из главных, необходимо открыть ещё 2-3 контрольных пункта за наблюдением воздушной среды в городе. В программе развития города до 2030 года следует предусмотреть раздел «Мероприятия по улучшению воздушной среды».
Большим нашим преимуществом является то, что, во- первых, город питается артезианской водой от двух мощных водозаборов, во- вторых, мы имеем высокотехнологичные сооружения с биологической очисткой 400 тыс. м. куб в сутки сточных вод и, в-третьих, органы природного надзора и лаборатории ООО «Водоканала» ведут каждодневный строгий контроль качества воды. Но вместе с тем существует ряд вопросов, на которые следует обратить внимание. Это прежде всего качество питьевой воды.
По данным лабораторий ООО «Водоканал» основными вредными веществами, присутствующими в воде, в концентрациях превышающих гигиенические нормативы, являются такие химические элементы, как железо, фтор, барий, а также мутность, жёсткость и радионуклиды.
По данным управления «Роспотребнадзора» за 2013 год число взятых проб в городе с неудовлетворительными санитарно-химическими показателями составили 73.6%, по микробиологическим - 12.5%. И этот очень высокий показатель, к сожалению, не снижается.
В поверхностные водные объекты сбрасывается огромные объёмы недостаточно очищенных вод - всего около 160 млн. куб. м. По данным «Водоканала», более 20 предприятий города сбрасывают сточные воды в систему городской канализации с превышением установленных нормативов. Среди них Вагоностроительный и экскаваторный заводы, Тверской Полиэфир», Мелькомбинат и Мясокомбинат и др.
При этом надо иметь в виду, что городские очистные сооружения, аэротенки ветшают, работают на пределе и требуют в самые ближайшие годы серьёзной реконструкции. Неоправданно затянулся вопрос переноса выпуска сточных вод с городских очистных сооружений в Волгу из района Берёзовой рощи значительно ниже по течению.
Объектом большой экологической опасности представляет бесхозный шламонакопитель цинкосодержащих отходов в районе Б. Перемерки. Общая вместимость на площади 10.2 га опасных отходов (солей цинка, сернистых соединений, калия, натрия, органических веществ) по данным Минприроды составляет свыше 1.3 млн. куб. метров и объёмом воды до 390 тыс. куб. м. Уже сейчас в районе промплощадок Химволокно и ТЭЦ-4 (по правому берегу Волги) отмечены превышения ПДК по цинку- в 3.5 раза, по мышьяку- в 6 раз, по свинцу- в 2.5 раза. Неблагополучная обстановка с загрязнением почв наблюдается в районе Мигалово. Надо, наконец, властям города взять эти объекты в хозяйские руки и разработать программу их нейтрализации.
Другим не менее экологически опасным объектом является золоотвал ТЭЦ-4, вредные вещества которого мигрируют в структуру водного и воздушного бассейнов. Но, к сожалению, никакой программы переработки или вторичного использования этих отходов в городе не существует.
Не отвечает требованиям санитарных правил и нормативам вода в районе городских пляжей. Уровень санитарно-показательной микробной флоры превышает допустимый:
- по р.Волга (городской пляж) в 16 и более раз,
- по «Карьерам» в 26 и более раз,
- по р.Тверца (район яхтклуба) в 68 и более раз.
По данным лаборатории «Центроводхоза», качество воды в реке Волга оценивается как « умеренно загрязнённая». К напряжённым по количеству принимаемых загрязнённых промышленных стоков относится бассейн р. Тверцы. Сильно загрязнены свалками ручьи Хлебный, Перемерковский, Межурква, Соминка и др. Река Лазурь из-за отсутствия нормальной проточности является системой заиленных прудов. Начатые расчистки русла рек Тьмаки и Лазури очень приветствуются горожанами и выражаются пожеланиями выполнить эти работы в соответствии с разработанной программой благоустройства города в ближайшие 2-3 года.
При широком обсуждении общественности принята программа дальнейшего развития ООО «Водоканал» до 2025 года. Она предусматривает строительство Тьминского водозабора, что позволит снять существующий дефицит питьевой воды в объёме 90 тысяч кубических метров в сутки. Среди первоочередных неотложных мер перед ООО «Водоканал» стоят задачи постепенной замены 55% водопроводных и 62 % изношенных канализационных сетей.
Наболевший вопрос о создании полигона утилизации бытовых отходов в самые ближайшие месяцы должен быть решён специалистами ООО «ПОЛИГОН». Но, к сожалению, остаётся не решённым вопрос сортировки отходов, их переработки и вторичного использования – пластмасс, металла, резины, дерева и других отходов производств.
Если принять рекомендованный Областной нормативный градостроительный показатель для проектирования озеленения города в 21-24 кв. м. на одного жителя, то в настоящее время в действительности он не достигает и половины. Находящиеся на территории города семь особо охраняемых природных территорий (например, Комсомольская, Бобачёвская, Первомайская рощи) содержатся в неудовлетворительном состоянии и даже подвергаются вырубки под застройку или используются для размещения объектов, наносящих непоправимый ущерб почвенному покрову и растительности.
Доклад Общественной палаты Твери по экологии: Ежегодно в атмосферу города поступает более 17 тысяч тонн загрязняющих веществ
Просмотреть комментарии (0)