В 2014 году, в самый разгар туристического сезона, о своём банкротстве объявили более десятка туроператоров. Начался кризис в туристической сфере 16 июля, когда прекратила свою деятельность компания "Нева". За ней последовали и такие крупные операторы как "Лабиринт", "Солвекс-турне", "Южный Крест" и "Верса". По данным Ростуризма, от банкротств пострадали более 100 тысяч туристов, которые потеряли деньги, лишились отдыха, или не знали, как вернуться на родину.
Ещё в июле президент Ассоциации туризма Тверской области Ирина Шереметкер называла банкротство "Невы" серьёзным звонком, который говорит о нестабильной ситуации в туристической сфере. Кроме того, уже в середине лета была замечена тенденция снижения выезда туристов за границу из-за политической обстановки, особенно в европейские страны. Тем не менее, в разгар сезона было рано говорить о какой-то статистике.
В конце сентября летний сезон завершился, и туристические агентства переживают естественный спад. По словам тверских агентов, те, кто попал в неприятную ситуацию с обанкротившимися туроператорами, теперь стараются ездить самостоятельно, но существенного спада потока туристов за лето не наблюдалось. Тем не менее, чувствуется снижение количества массовых глубинных продаж: клиенты заняли выжидательную позицию и не торопятся вкладывать деньги в отдых на новогодних каникулах. На это повлияли скачки курса валют, череда банкротств в июле-сентябре и нагнетание атмосферы СМИ. Усугубляет ситуацию информационная война, которую раздувают сами же операторы: слухи сбивают туристов с толку и мешают работать агентствам.
По словам тверских агентов, ситуация вокруг российских туроператоров освещается в прессе необъективно. Всех операторов поголовно называют мошенниками, хотя причины банкротства далеко не всегда однозначны, людей призывают ездить за границу самостоятельно, утверждая, что это в десятки раз выгоднее, чем покупка туров. Тем не менее, оператор имеет свои скидки за оптовое бронирование, что влияет на цену тура, и несёт ответственность за то, что турист успешно сядет в самолёт и заселится в отель. Разделяет эту точку зрения Галина Алимова, директор ООО «Анталия» - офиса продаж «Пегас Туристик».
- Сейчас в СМИ людей призывают ездить за границу без посредничества и ругают операторов и агентства, что лично меня очень задевает. Готовый тур, купленный в агентстве, будет ненамного дороже самостоятельного путешествия, но менеджер расскажет и объяснит туристу все нюансы. Ехать в чужую страну в одиночку, без знания языка, самостоятельно добираться из аэропорта до отеля – это стресс, который портит удовольствие от отдыха.
Однако трудные времена сейчас наступили везде, политическая, и экономическая ситуации оказывают колоссальное влияние на судьбу туризма в России. Так что и причины кризиса туристической сферы кроются в кризисе в стране в целом, что было заметно, говорят агенты, ещё год назад. Сыграли свою роль проблемы авиакомпаний, а также банковский кризис: банки закрывались один за другим с начала года, а туристический бизнес живёт в кредит. По словам Сергея Корытина, директора ООО Тверское БМТ "Спутник", операторы банкротились из-за того, что на этом фоне не смогли спрогнозировать спрос на услуги.
- Брони оплачиваются вперёд, но в условиях спада операторам пришлось отдавать деньги за пустые кресла в самолётах и пустые места в отелях, и даже снижение цен не смогло привлечь достаточное число туристов. Так как все живут на кредиты, приходится платить ещё и проценты, а новые кредиты, которые берутся на погашение старых, не перекрываются средствами с продаж. «TEZ Tour», чтобы избежать такой ситуации, сократил туристические программы, другие операторы на это не пошли.
С этим соглашается и Светлана Виноградова, директор ООО "Парус": предложение на рынке в кризисный год заметно превышало спрос, и переизбыток туроператоров рано или поздно должен был привести к сокращению их числа естественным образом.
Банкротятся не только крупные туроператоры – страдает малый и средний бизнес, закрываются фирмы и магазины. Удар принял на себя средний класс, который и является основным покупателем туристических услуг. Клиентов стало меньше, а те, кто остался, более разборчивы.
- Раньше разница в 2-3 тыс. рублей могла играть роль, - говорит Елена Фёдорова, директор ООО "Туристическая компания Жираф.ру". - Туристы ради этой выгоды выбирали тур от менее крупного, менее известного оператора, и мы не могли отказать, но разъясняли все риски. В августе-сентябре во главу угла они стали ставить проверенные бренды, надёжность операторов первой категории.
Из-за ненадёжности постепенно сходит на нет популярность «горящих» путёвок, и агенты прогнозируют полный отказ от них.
- Это непредсказуемая вещь: в нужное время горящей путёвки можно не дождаться, а если даже и удастся - не факт, что она окажется дешевле, чем при раннем бронировании, кроме того, у серьёзных отелей таких предложений, как правило, нет, - говорит Светлана Виноградова, директор ООО "Парус". - Так что операторы отказываются от горящих туров, делая ставки на реализацию туров за 2-3 месяца.
Так как в центральных СМИ широко распространяется информация о мошенничестве всех прекративших деятельность операторов, агенты высказывают и предположения об их искусственном банкротстве: в отдельных случаях поверить в мошенничество очень сложно. Факт остаётся фактом: российские туристы приносят колоссальный доход туристическому бизнесу за рубежом, а это стране невыгодно.
- Можно было бы предположить, что правительство хочет вернуть деньги в Россию, но тогда остаётся непонятным, как это делать, если агентство Ростуризма просит урезать расходы на программу развития внутреннего и въездного туризма в России примерно в 2,5 раза, - говорит Наталья Иванова, директор ООО "Турфирма "Комильфо".
Весной силовикам запретили выезжать за границу. У людей слетали заграничные брони, и они отправлялись на наш юг. В Крым добираться сложнее, так что основным пунктом назначения стал Краснодарский край. По словам Натальи Ивановой, доходило до того, что отели Анапы, которая оказалась самым популярным курортом черноморского побережья, начинали предлагать свои услуги напрямую туристам, довольно грубо – и недальновидно – порывая связи и договорённости с туроператорами.
Однако особенного всплеска внутренний туризм России этим летом не испытал. Любители заграничных поездок продолжали путешествовать привычными маршрутами без привязки к определённому оператору, кое-кто попробовал съездить на черноморские курорты России, но вернулся недовольным, получив за немалые деньги уровень сервиса ниже привычного.
Определённые вопросы вызывают и новые поправки в туристическое законодательство, которые были разработаны после волны банкротств. Призванные защитить туриста, они, по словам Натальи Ивановой, ставят под удар агента, поскольку именно на него возлагается финансовая ответственность.
- С оператором мы работаем по закону о туристической деятельности, а с клиентом - по закону о защите прав потребителей. В случае банкротства оператора именно агент должен будет возместить клиенту убытки, хотя после перечисления средств оператору у него на руках остаётся только вознаграждение: 5-7% от стоимости тура. Закон пока очень несовершенен, и очевидно, что его разработчики очень далеки от туристической сферы.
Несмотря на сложную в целом ситуацию на рынке туризма, тверские агенты смотрят в будущее оптимистично. Они предполагают, что такая – не важно, естественная или искусственная - «чистка» рынка может пойти ему на пользу. Туристический бизнес в России уже не будет таким, как раньше, но и не умрёт – это точно.
- Если на рынок будет запрещён вход новым фирмам, не имеющим достаточно опыта и средств, то работа меньшего количества туроператоров будет более эффективной, - говорит Сергей Корытин, директор ООО Тверское БМТ "Спутник". - Спрос и предложение урегулируют цены на туристические услуги, они будут соответствовать действительной стоимости продукта.