Александр Березин и подумать не мог, что когда-то займётся созданием реплик старинных русских шапок. Путь к валянию был долгим и необычным. Ещё в недалёком 2007 году Александр был гитаристом в фолк-металл группе, а уже через год переключился на гусли, балалайку и калюку (старинный музыкальный инструмент, который изготавливали из стебля борщевика).
- Репетиции с фольклорным ансамблем «Славяночка» у нас проходили в соседних помещениях. Я начал приходить туда всё чаще и втянулся. Сейчас моя жизнь – всё, что связано с русскими традициями, фольклором, культурой.
Как объяснил Александр, в русской культуре всё очень взаимосвязано: играешь и поешь русские народные песни – нужно уметь плясать – пляска, в свою очередь, выводит на русский рукопашный бой. Александр создал свой клуб рукопашного боя, сейчас он тренирует молодых людей и, как признаётся, навыки могут пригодиться ночью на улице.
На этом интерес к русским традициям не утих, а только усилился. Александр начал интересоваться русскими костюмами и в особенности, головными уборами.
- Первая картина, которую я увидел, была литография Орловского «Колдун». Моя первая валяная шапка – это реплика головного убора, изображённого на картине. Она теперь всегда со мной.
Александр Березин занимается репликами шапок, которые носили крестьяне в 18-19 веках. Тогда по шапке судили о происхождении и знатности человека. Ни один боярин не рискнул бы щеголять в соболиной шапке покроя шапки Мономаха, как никто из смердов не осмелился бы показываться на люди в горлатной шапке как у бояр, — хотя бы к нему в силки попалась сотня соболей.
Для справки: В XVIII – первой половине XIX в. На Руси одним из основных народных головных уборов являлась валяная шапка «валенка», «шолом», «яломок» как праздничный и повседневный головной убор. Изготовлялась из белого или серого войлока и имела форму полусферическую или усеченного конуса.
Коричневые валяные шапки цилиндрической формы с небольшими полями - «черепенники», «грешневики», «гречушники».
Для Тверской губернии была характерна укороченная шапка «валенка» в форме усеченного конуса. В Витебской носили удлинённую шапку и без полей.
Слева шапка Витебской губернии, справа - Тверской.
Процесс создания реплики с таринной шапки трудоёмкий и долгий: на каждую уходит около 4-5 часов, притом, что рука у мастера набита. Сначала шерсть тонкими слоями выкладывают на лекало, затем мочат водой и дают высохнуть, позже лекало вынимают и валяют шапку до нужного размера.
Украсить шапку можно самыми разными способами. Тверские шапки уже получили высокие оценки на фольклорных фестивалях и будут представлены 28 августа на играх «Атмановские кулачки» в Тамбовской области.
Как рассказал Александр Березин, старинные русские шапки универсальны и отлично гармонируют с современной одеждой. В Московской области и Твери такие шапки носят с удовольствием.
- Одна из идей – популяризовать старинный русский головной убор, и даже ввести его в моду.