Старинные русские шапки могут снова войти в моду. Тверской мастер по валянию делает из крестьянских головных уборов 18 века современные аксессуары

27 Августа 2014, 12:17

Александр Березин и подумать не мог, что когда-то займётся созданием реплик старинных русских шапок. Путь к валянию был долгим и необычным. Ещё в недалёком 2007 году Александр был гитаристом в фолк-металл группе, а уже через год переключился на гусли, балалайку и калюку (старинный музыкальный инструмент, который изготавливали из стебля борщевика).

Репетиции с фольклорным ансамблем «Славяночка» у нас проходили в соседних помещениях. Я начал приходить туда всё чаще и втянулся. Сейчас моя жизнь – всё, что связано с русскими традициями, фольклором, культурой.

Как объяснил Александр, в русской культуре всё очень взаимосвязано: играешь и поешь русские народные песни – нужно уметь плясать – пляска, в свою очередь, выводит на русский рукопашный бой. Александр создал свой клуб рукопашного боя, сейчас он тренирует молодых людей и, как признаётся, навыки могут пригодиться ночью на улице.   

На этом интерес к русским традициям не утих, а только усилился. Александр начал интересоваться русскими костюмами и  в особенности, головными уборами.

- Первая картина, которую я увидел, была литография Орловского «Колдун». Моя первая валяная шапка – это  реплика головного убора, изображённого на картине. Она теперь всегда со мной.

 

 

Александр Березин занимается репликами шапок, которые носили крестьяне в 18-19 веках. Тогда по шапке судили о происхождении и знатности человека. Ни один боярин не рискнул бы щеголять в соболиной шапке покроя шапки Мономаха, как никто из смердов не осмелился бы показываться на люди в горлатной шапке как у бояр, — хотя бы к нему в силки попалась сотня соболей.

Для справки: В XVIII – первой половине XIX в. На Руси одним из основных народных головных уборов являлась валяная шапка «валенка», «шолом», «яломок» как праздничный и повседневный головной убор. Изготовлялась из белого или серого войлока и имела форму полусферическую или усеченного конуса.

Коричневые валяные шапки цилиндрической формы с небольшими полями  - «черепенники», «грешневики», «гречушники».

Для Тверской губернии была характерна укороченная шапка «валенка» в форме усеченного конуса. В Витебской носили удлинённую шапку и без полей.

Слева шапка Витебской губернии, справа - Тверской. 

 

Процесс создания реплики с таринной шапки трудоёмкий и долгий: на каждую уходит около 4-5 часов, притом, что рука у мастера набита. Сначала шерсть тонкими слоями выкладывают на лекало, затем мочат водой и дают высохнуть, позже лекало вынимают и валяют шапку до нужного размера.

Украсить шапку можно самыми разными способами. Тверские шапки уже получили высокие оценки на фольклорных фестивалях и будут представлены 28 августа на играх «Атмановские кулачки» в Тамбовской области.

Как рассказал Александр Березин, старинные русские шапки универсальны и отлично гармонируют с современной одеждой. В Московской области и Твери такие шапки носят с удовольствием. 

- Одна из идей – популяризовать старинный русский головной убор, и даже ввести его в моду.