Еще в детстве Михаил Надточей был смекалистым и охочим до всяких идей и технических усовершенствований. Причем идеи свои он подолгу осмысливал, прогонял, раскладывая по полочкам, и обязательно воплощал в жизнь. Без чертежей и верениц бумажных расчетов, но точно зная, как будет выглядеть и как действовать его устройство. Главное – чтобы это было нечто новое, не такое, как у всех. И почти каждый год технический гений Михаила придумывал, как теперь модно говорить, свое ноу-хау — вполне достойное патента.
Восьмиклассником Миша сам придумал, как сделать гармонь. А чего стоят его более поздние изобретения! Хитрый подъемник – не гидравлический или механический, а шкивно-тросовой. «Такого подъемного механизма вы не найдете больше нигде – только у меня!» — восклицает Михаил.
Или вот печка в бане, казалось бы, обычное дело, что там еще придумаешь. Ан нет! Надточей и здесь свое ноу-хау внедрил – тепловой конденсатор в виде песчаной прослойки толщиной два сантиметра, который располагается под днищем емкости с водой. С такой прослойкой вода нагревается до 96 градусов и не закипает, а соответственно, не испаряется, долго держит тепло. Благодаря вот такой хитрости коэффициент полезного действия печи повысился почти в два раза.
Еще одно изобретение, полезное в хозяйстве, — септик с инжекционным испарителем. Это звучит страшно и заумно, а выглядит очень даже мило – над емкостью, закопанной в землю, высится труба, внутри которой еще одна труба с тысячью отверстиями, которые, создавая завихрения воздушных потоков, заставляют жидкость испаряться. И таких авторских изобретений и усовершенствований у Михаила Надточея не счесть.
Но в полной мере его технический гений проявился в постройке плота, носящего символическое название «Фанат-1». Вот уж действительно, Надточей – настоящий фанат водного туризма, сплавов по матушке-Волге и неспешной рыбалки, без «хулиганства» и браконьерства – на удочку-донку или спиннинг. Сам Михаил родом с Брянщины, работал инженером-конструктором в одной закрытой конторе – «ящике», как их называли в советские времена. Чернобыльская трагедия согнала семью Надточеев с места и волею судьбы забросила в тверские края – в Старицу. И волжские просторы навсегда притянули к себе душу Михаила. Ходил он поначалу по Волге и на байдарках, и на лодках. Но как-то все было не то. Намахаешься за день веслами – спина болит. А если еще и дождь сверху – совсем плохо…
Зачем так мучиться, если можно путешествовать с комфортом! Решил Надточей сделать плот. Да такой, какого еще никто до него не делал! Одним словом, опять ноу-хау! И инженерная мысль заработала в полную силу. В основу плавсредства смекалистый судостроитель заложил пластиковые бутылки, благо с этим стройматериалом никаких проблем не было. Ровно три тысячи бутылок-поплавков установил в специальные деревянные короба, сварил раму, прикрепил к ней три короба с бутылками, а сверху настелил палубу. Причем палуба приподнята так, чтобы ни вода, ни волжский туман не беспокоили путешественников.
Плот Надточея – сооружение 4 на 6 метров — способен выдержать груз до трех тонн и пройти мелководье с глубиной около 20 сантиметров. К тому же он еще и на колесах – шасси устроены по принципу как у самолета; раньше при спуске на воду их поднимали вручную, теперь – с помощью специальной лебедки. Это лишь одно из множества усовершенствований, которые автор постоянно вносит в свое детище. Так, брезентовую палатку на палубе сменила каюта с шестью спальными местами, расположенными в два яруса, а специальный тент над палубой защищает и от палящего солнца, и от проливного дождя. Обзавелись путешественники на плоту рындой, газовой плитой, электрогенератором мощностью 1 киловатт, холодильной камерой. Одним словом, путешествие на «Фанате-1» стало комфортным и удобным.
В первое плавание «Фанат» отправился в 2000 году, маршрут — от Рыблова до Твери. А буквально недавно Михаил вернулся из 44-й волжской экспедиции. За 14 лет много воды утекло, можно сказать, на плоту прожита целая жизнь – с порогами и перекатами, мелями и стремниной, с песнями у костра и интересными встречами, ведь на волжских берегах кого только нет, непременной рыбалкой, ухой и шашлыками.
Обычно Надточей со своими спутниками сплавляется от Ржева до Старицы или из Старицы до Твери. Плот до Волги тянут автомобилем, как правило УАЗиком. Гаишники с интересом смотрят на чудо-плот на колесах, останавливают, чтобы узнать, что же это за сооружение такое, а некоторые служители правопорядка даже сопровождают путешественников до места назначения. А вот чтобы вытащить «Фанат» из воды на дорогу, порой приходится искать помощь. Чем только не тащили плот – и трактором, и автозаком, который невесть как оказался в руках старицкого предприимчивого мужика, и военной техникой – помогли служивые, когда плот причалил в районе аэродрома под Тверью.
Впрочем, наш судостроитель не почивает на лаврах: в планах и задумках у него уже родился новый проект — «Фанат-2». Более совершенный, комфортабельный, с учетом всех доработок на его предшественнике и с внесением новых конструктивных особенностей. А самое главное, он будет самоходным, и эту задумку Михаил Надточей, наверняка, решит по-особенному, не так, как все. Поплавками «Фанату-2» будут служить пластиковые канистры – 400 штук; они уже лежат на чердаке и дожидаются своего часа. Для «Фаната-2» уже построен специальный ангар. Потихоньку Михаил закупает и другие комплектующие части и детали – металлические уголки, колеса цепи и прочее.
Сообщает st-vestnik.ru