В Твери предпринимателям помогают предотвращать налоговые правонарушения

12 Декабря 2013, 17:12

12 декабря в администрации Твери прошло очередное заседание межведомственной комиссии по легализации «теневой» заработной платы на территории города. Участие в его работе приняли представители подразделений Федеральной налоговой службы, Пенсионного фонда и Фонда социального страхования РФ, Государственной инспекции труда по Тверской области.

Борьба с зарплатой «в конвертах» ведётся в Твери давно и планомерно. Уходя таким образом от уплаты налогов, работодатель наносит ущерб не только государству, но и самому работнику – одновременно снижаются отчисления в пенсионный фонд, фонды медицинского и социального страхования. Кроме того, налог на доходы физических лиц составляет одну из основных статей доходов городского бюджета, а значит, от его собираемости во многом зависит дальнейшее развитие Твери, в том числе и её социальной сферы.

Работа межведомственной комиссии направлена в первую очередь на предотвращение подобных налоговых нарушений. Главная цель не в том, чтобы выявить и наказать виновного, а в том, чтобы помочь бизнесу избежать конфликта с законом. Ведь нарушения далеко не всегда совершаются по злому умыслу – часто их причиной становятся особенности ведения того или иного бизнеса или банальная юридическая неграмотность руководителей. Комиссия внимательно разбирает каждый конкретный случай и подсказывает пути выхода из сложившейся ситуации. Налоговые службы готовы идти навстречу предпринимателю, если он осознаёт необходимость погашения своих долгов и согласен на сотрудничество.

На очередное заседание комиссии явились представители пяти организаций, имеющих задолженности по уплате налога на доходы физических лиц или отчитавшихся о средней заработной плате работников в размере ниже прожиточного минимума, который в Тверской области в настоящее время составляет (для трудоспособного населения) 7847 рублей.

Две из этих пяти компаний являлись частными охранными предприятиями – средняя зарплата их сотрудников составляла от 4 до 6 тысяч рублей в месяц. По словам руководителей, реальная заработная плата сотрудников больше, а к такой средней цифре приводят частые административные отпуска, связанные с недостатком заказов, и совместительство части работников. Им было разъяснено, что подобные случаи предусмотрены законом, и должны соответствующим образом оформляться при сдаче отчётности. Директорам было рекомендовано в кратчайшие сроки направить в налоговые и контролирующие органы недостающую документацию и пояснения относительно реальной ситуации с заработной платой сотрудников.

В проектной фирме, руководитель которой также был приглашен на заседание, ситуация другая. Заработная плата сотрудников удовлетворяет требованиям, превышая прожиточный минимум в несколько раз. Однако вместе с тем на сегодняшний день долг предприятия по налогу на доходы физических лиц составляет почти 400 тысяч рублей. Директор фирмы пояснил, что большая часть выполняемых работ, в первую очередь – по государственному и муниципальному заказу – оплачивается только по факту. В период же выполнения работ основные расходы, в частности, по заработной плате, покрываются за счёт кредитных средств, тратить которые ещё и на уплату налогов директор счёл излишним. Члены комиссии пояснили руководителю ошибочность такого подхода – в случае налоговой проверки сумма его долга перед государством значительно вырастет за счёт пеней и штрафов, поэтому о какой-либо экономии на кредите говорить не приходится. Кроме того, неисполнение функций налогового агента, которым предприятие является для своих работников, является уголовным преступлением, за которое предусмотрено наказание вплоть до лишения свободы. Руководитель поблагодарил комиссию за ликбез и пообещал в кратчайшие сроки уладить вопрос с налоговой задолженностью.

Ещё одна компания накопила долг по подоходному налогу в размере более 1,5 миллиона рублей в связи со сложной экономической ситуацией у основных контрагентов. По словам директора, долги партнеров перед возглавляемым им предприятием составляют порядка 3 миллионов рублей, а их взыскание связано с целым рядом сложностей в связи с предбанкротным состоянием заказчиков. Руководителю было порекомендовано подготовить и представить в налоговые органы примерный график погашения задолженностей, основанный на реальной перспективе взыскания долгов с контрагентов, а также более плотно сотрудничать со службой судебных приставов, в особенности при взыскании долгов, подтверждённых судебными инстанциями.

Ещё одно предприятие, рассмотренное на комиссии, – сеть газозаправочных станций, в отчётности которой указан размер средней заработной платы в 2700 рублей. Представитель предприятия пояснил, что в действительности работники станций получают зарплату в несколько раз больше, а весь руководящий и административный персонал работает по совместительству и имеет очень низкие оклады, что и ведёт к снижению средней суммы. Сотрудники федеральной налоговой службы пояснили, что здесь имеет место распространённая ошибка в ведении документации и сдаче отчётности – каждый совместитель оформляется на отдельную единичную ставку с низкой заработной платой, из-за чего и происходит нарушение. Вместо этого руководству предприятия было рекомендовано перевести всех совместителей на дробные ставки, соответствующие их реальной рабочей нагрузке и заработной плате, что позволит устранить нарушения в отчётности и избежать дальнейших претензий со стороны контролирующих органов.

По итогам заседания комиссии было принято решение повторно рассмотреть ситуацию на данных фирмах в феврале 2014 года, чтобы проконтролировать исполнение выданных рекомендаций и поручений.


Управление информации Администрации города Твери