В Твери октроется выставка «Алевтина Власова. Борис Маркевич»

15 Октября 2013, 11:35

18 октября в 16:00 в Большом зале Тверского городского музейно-выставочного центра откроется выставка «Алевтина Власова. Борис Маркевич».

Егор Маркевич:

- Художественная Москва 1960-2000-х годов хорошо знала эту блистательную пару ярких и совсем не похожих друг на друга художников, одних из тех, кто в самом конце 1950-х составили костяк молодого советского искусства, только поднявшего голову после долгих лет безвременья.

Они действительно были равными среди первых – в круг их близких друзей входили такие разные художники, как Н.Андронов, Д.Плавинский, В.Попков, И.Голицын, Д.Краснопевцев, А.Васнецов, Г.Захаров, Т.Соколова, В.Вейсберг, Е.Григорьева, Д.Лион, Н.Грицюк, Д.Жилинский. Это были люди зачастую совершенно разных взглядов, разных художественных стилей, которых объединяло только одно – огромный талант и активное нежелание идти раз и навсегда предначертанным путем. Чуть позже в русском советском искусстве появился термин «шестидесятники». Алевтина Власова и Борис Маркевич были самыми что ни на есть «шестидесятниками», таковыми они до последних дней и оставались.

Сейчас это поколение стремительно уходит, оставляя нам в наследие целую эпоху, и эта эпоха отражена в их работах. Жизнь свела моих родителей в годы войны на художественном факультете Московского Полиграфического института в 1943 году. Время учебы в МПИ подарило им незабываемые встречи с Варварой Степановой и Александром Родченко. С третьего курса МПИ Борис Маркевич перевелся на графический факультет Суриковского института. Учился у Г.Т.Горощенко, Г.А.Дехтярева, П.Я.Павлинова, П.И.Суворова. В 1949 году Маркевич окончил институт и по результатам диплома был принят в члены МОСХа. После окончания института мама пошла работать художественным редактором в издательство «Молодая гвардия». Желая усилить свои живописные навыки, она какое-то время посещала занятия в студии Роберта Рафаиловича Фалька.

Качественный перелом для родителей произошел в 1960 году, когда они получили довольно просторную мастерскую на улице Вавилова. С этого момента Власова практически полностью уходит из книги и начинает заниматься станковой живописью и графикой, а чуть позже коллажем и аппликацией. Борис Маркевич берет более серьезные книжные заказы, а главное, наконец, вплотную подходит к акварели, вникает в эту сложную технику, ища в ней для себя нечто отличное от традиционного. Этот поиск растянется на всю жизнь до последнего акварельного листа. Конечно, жизнь складывалась не только из сидения в мастерских. За эти годы родители побывали в Тверской, Вологодской, Ярославской, Псковской и Новгородской областях, в Удмуртии и Карелии. Из всех этих поездок отец привозил аккуратную папку своих удивительных акварелей, а мама- десятка два аккуратно перевязанных коробок своих удивительных солений, варений и маринадов.

По прибытии в Москву, отец с головой уходил в книжную работу, мама же, разобрав и расставив как надо свою летнюю добычу, уединялась в свою мастерскую и начинала творить нечто только ей ведомое. Здесь будет уместна небольшая цитата из маминых воспоминаний: «Всю жизнь я работала, как могла и как хотела, в разных жанрах. Кому-то это близко, кто-то отвергал». В 1976 году родителями был приобретен свой дом в деревне Глазуново Тверской области. Без малого тридцать лет своей жизни Власова и Маркевич отдали этому действительно по-русски красивому краю. Здесь отец написал сотни пейзажей и натюрмортов, здесь он работал над книжными иллюстрациями к прозе Распутина, Шукшина, Булгакова и, конечно, Зощенко. На эти же летние месяцы приходились проводившиеся почти каждое лето поездки с акварельными группами по краям и республикам бывшего СССР.

Маркевич, как председатель Всесоюзной Акварельной комиссии, был бессменным руководителем этих поездок. Большая и лучшая часть работ Алевтины Власовой и Бориса Маркевича хранятся в собраниях крупнейших музеев бывшего СССР (в том числе и Тверской областной картинной галереи), а также в музеях и галереях Германии, Польши, Франции, Испании, США, Швейцарии, Японии, Израиля, в частных собраниях в России и за рубежом. Память об этих людях навсегда останется нам как бесценный дар.


Метки: выстака