Александр Царьков – один из ведущих артистов Тверского театра кукол. Здесь он служит уже почти двадцать лет. Среди его ролей – Али-Баба, Папа Карло, доктор Айболит, Зевс в спектакле для взрослых "Божественная Галатея", Светлый Ангел ("Чао, Феллини!") и другие. Александр Владимирович родился в Твери, артистический путь избрал для себя ещё в детстве. Тогда, в начале третьего класса, детей приглашали в разные кружки, и мальчик пошёл в школьный театр кукол, ещё не подозревая, что это станет делом всей его жизни.
В 1981 году Александр Царьков окончил Горьковское – ныне Нижегородское – театральное училище, затем колесил по стране, а в 1994 году вернулся в Тверь, служить в кукольном театре.
- Вначале меня не тянуло на родину, - признаётся Александр Владимирович. – Я даже специально уехал подальше от дома, в Казахстан. Потом в армии отслужил, 10 лет проработал в театре на Украине. Только тогда захотелось домой, ну а теперь я уже никуда не хочу уходить.
По словам артиста, актёры кукольного и обычного театра занимаются разным делом.
- Со стороны может показаться, что у нас работа проще, но я, прослужив здесь столько лет, считаю, что в театре кукол интереснее и сложнее. Самое главное – здесь больше возможностей, чем в обычном театре, много приспособлений. Это, прежде всего, кукла. Кукла может всё, может больше, чем человек, поскольку делает всё ярче, гротесковее. Кроме того, есть разные театральные приспособления, фокусы на сцене, превращения. В театре драмы трудно сыграть превращение, а у нас – легко: это же сказка.
По словам Александра Владимировича, ему нравится работать в любых спектаклях для детей и взрослых – главное, чтобы там были куклы. Именно ради них он шёл учиться в актёрскому мастерству. Тогда шёл набор и на драматическое отделение, и ему многие говорили, мол, куда ты со своим ростом – тебе же тяжело будет. Но, несмотря ни на что, Александр Царьков стал артистом-кукловодом, и, хотя на сцене приходится играть живые планы, с куклами работать ему нравится куда больше.
Перед каждым спектаклем – обязательный ритуал: повторить первые фразы текста. Главное для артиста – не запнуться в самом начале, тогда дальше всё будет сыграно хорошо. Любимой ролью Александр Царьков называет слугу короля Ля Шене из спектакля «Три мушкетёра», который сейчас на сцене Тверского театра кукол уже не идёт.
- Мне очень нравилось репетировать эту роль. Обычно я не очень люблю репетиции – больше нравится процесс, когда мы уже играем спектакль, когда набираешь что-то для роли. А этот спектакль мы репетировали весело и азартно, а потом и играли его с таким же азартом. Впрочем, я занимаюсь любимым делом, поэтому у меня все спектакли и роли, можно сказать, любимые.
Кстати, в одном представлении артисту зачастую приходится играть не одну роль, но для зрителя это остаётся тайной. Так, в день интервью Александр Владимирович был занят в спектакле для детей «Волшебная лампа Алладина» по мотивам восточных сказок. Там он исполняет две роли – Султана и Джинна. Даже куклы для этих двух персонажей совершенно разные: потешный Султан – размером с младенца, а величественный Джинн парит над сценой выше человеческого роста.
И дома, и на работе Александра Царькова поддерживает супруга Екатерина Матвеева – она также служит в театре кукол. Есть у артиста взрослый сын, который также избрал для себя творческую профессию: с актёрством у него в своё время не сложилось, сейчас он фотограф-фрилансер. «Это, думаю, тоже от меня», - смеётся Александр Владимирович, который раньше сам увлекался фотографией и покупал различные фотоаппараты.
С 1994 года, когда Александр Владимирович пришёл в Тверской театр, многое изменилось, изменилась жизнь. Но для артистов главные изменения коснулись публики.
- Раньше дети были другие, да и взрослые были другие. Дети были воспитаннее. Сейчас больше хамства, в том числе – по отношению к актёрам со стороны зрителей. Люди не умеют себя вести, ну а дети ведут себя как родители. В целом, сейчас публика мне нравится меньше.
Не так давно руководство театра выдвинуло кандидатуру Александра Царькова на присвоение звания «Заслуженный артист России». Актёр улыбается: «Это аванс, потом нужно будет доказывать, что я этого достоин».
- Мне, наверное, амбиций подобного рода немного не хватает. Ну да, мне нужно, наверное, это звание. Но это не самое главное, по крайней мере, для меня – точно.