18 июня тверские журналисты побывали на экскурсии в следственном изоляторе №1. История его насчитывает более 200 лет. Здание Тверского тюремного замка было построено в 1805 году, до 1830 года здесь находились так называемые Екатерининские конюшни, затем была открыта тюрьма. В 1891 году замок стал Тверской губернской тюрьмой. В 30-е гг. XX века тюрьме города Калинина присвоен №1, в 1963 году она реорганизована в следственный изолятор № 1.
Со временем старое здание обветшало, ему на смену с 1998 по 2009 были отстроены два новых корпуса и перемычка между ними.
- За одну неделю через следственный изолятор проходит порядка 500 человек, - рассказывает начальник СИЗО-1 Виталий Гавриш. – За год их число переваливает за 20 тысяч. Это и подозреваемые, и осуждённые. Сюда привозят и тех, кто отбывает пожизненный срок, - если они решают дать новые показания.
Камеры в следственном изоляторе опознаются как помещения тюрьмы только по тяжёлой железной двери. Внутри это больше похоже на комнату в пионерлагере: чистота, аккуратно застеленные кровати. В комнатах, где проживают женщины отряда хозобслуживания, висит узорчатый тюль, на полках – книги, цветы, сувениры. О том, что это СИЗО, напоминают разве что решётки и скудный пейзаж за окном.
На одного человека в изоляторе приходится не менее 4 кв. м площади. Все камеры вентилируются, оборудованы санузлами и раковинами, столами и лавками, радиоточками, розетками и светильниками. Есть прачечные, а не реже раза в неделю заключённые могут помыться в душевых на этаже. По новому законодательству курить в камерах запрещено, поэтому теперь заключённые делятся по разным помещениям в зависимости не только от тяжести совершенного преступления или количества судимостей, но и от пристрастия к табаку. В камерах для курящих возле санузла оборудовано специальное место для курения.
Совсем другая, безрадостная обстановка в карцере. Голые стены, жёсткие нары, ничем не отгороженный санузел. Сюда заключённые попадают за нарушение дисциплины и другие провинности. При наличии отметки о таких наказаниях надеяться на досрочное освобождение не стоит.
Следственный изолятор обслуживает штат численностью 263 аттестованных сотрудника и 111 вольнонаёмных работников. Кроме того, в отряде хозяйственного обслуживания – в пищеблоке, на складах, в автомастерских и т.д. – работают и получает зарплату несколько десятков осуждённых. Осуждённые хозобслуги трудятся в швейной мастерской, свинарнике, в теплице, где выращивают огурцы, помидоры и кабачки.
28-летняя Анна в СИЗО научилась обращаться с промышленной швейной машиной. Работа в цеху кипит с 8:00 до 17:00. Каждый час девушки могут отвлечься на чай или перекур на 15 минут.
- Мы шьём косметички, сумки, автоаптечки – что дадут. Вообще-то я мастер по маникюру, но думаю, что умение шить в жизни мне ещё пригодится.
Роман – повар по образованию, в следственном изоляторе, что неудивительно, стал поваром в пищеблоке. Здесь идеальная чистота, а пахнет аппетитно, как на любой кухне.
- Сегодня на обед у нас борщ и пшеничная каша на молоке, - показывает он чан с супом и кастрюлю с мясом: оно в борщ добавляется отдельно.
Все поступившие в изолятор подследственные в обязательном порядке проходят медицинское обследование. В медико-санитарной части есть аппарат для флюорографии, рентгена, заключённые обязаны пройти анализ на венерические заболевания и, по желанию, на ВИЧ.
На шестом этаже СИЗО находятся крытые дворики для прогулок – на каждую камеру по дворику. Время прогулки – один-два часа. Дворики для несовершеннолетних оборудованы спортинвентарем.
С октября 2011 года в следственном изоляторе №1 открыта церковь в честь иконы Божьей Матери «Споручница грешных», построенная в рамках благотворительного проекта «Семь храмов в семи городах за один день». По словам Виталия Гавриша, многие заключённые задумываются в СИЗО о смысле жизни, начинают посещать храм, иным хочется просто на время покинуть камеру. Вместимость деревянной церкви – около 40 человек, службы в ней проводятся каждую субботу. Временами желающим посетить храм приходится ждать своей очереди 2-3 недели.
Сейчас в СИЗО-1 могут одновременно содержаться 1346 человек, по состоянию на 18 июня 2013 года там находятся 956 подозреваемых и осуждённых, в том числе – 9 несовершеннолетних, три из которых – девочки. В частности, в настоящее время дальнейшего продвижения своих дел там ждут Виктор Крысов и Виталий Осипов, а также Илья Фарбер.