В преддверии 68-й годовщины Дня Победы ТИА продолжает публикацию материалов в рамках проекта «О героях былых времен». Мы предлагаем нашим читателям вспомнить своих дедов и прадедов и рассказать о них - ведь, как поется в песне, «нет в России семьи такой, где не памятен свой герой», и сами хотим поведать о своих родных. Сегодня о своём прадедушке рассказывает корреспондент ТИА Софья Вискова.
"Мой прадед Василий Николаевич Баркин родился в 1901 году в деревне Коромыслово Новоторжского уезда Тверской губернии, в крестьянской семье. В ряды Красной армии вступил в 1920 году и прошёл три войны - гражданскую, финскую и Великую Отечественную. В марте 1921 года был контужен при ликвидации Кронштадтского мятежа, а в межвоенный период, когда жизнь более или менее вошла в мирное русло, женился на моей прабабушке - Евгении Ивановне Каспер-Юст. В 1928 году в Ленинграде родилась их дочь Маргарита.
Почти тридцать лет своей жизни прадед служил на флоте - на Балтийском море, а также стоял у истоков создания самого молодого - Северного флота ВМФ России. Дослужился до майора, характеризовался как "дисциплинированный, требовательный к себе и подчинённым офицер, в работе аккуратен и чёток, энергично работает над организацией комендантской службы. Политически развит, морально устойчив". Моя бабушка Маргарита Васильевна рассказывала, что у неё было счастливое детство, любящие отец и мать. А потом началась Вторая Мировая.
Подробностей участия прадедушки в финской кампании я, к сожалению, не знаю. Великая Отечественная застала Василия Баркина в Мурманске, где он был комендантом. В наградном листе к Ордену Красной звезды указано, что он успешно "несмотря на частые налёты вражеской авиации и бомбёжки города, повторяющиеся до 9 раз в день, обеспечивал порядок прифронтового города". В 1943 году был комендантом гарнизона полуостровов Рыбачий и Средний на севере Кольского полуострова, где в это время проходила линия фронта. В декабре 1943 года получил тяжёлое ранение.
В конце войны, в начале 1945 года, Василий Николаевич был назначен комендантом крепости Усть-Двинск, где заново сформировал комендатуру, организовал гарнизонную службу, гауптвахту, организовал охрану государственного имущества, обеспечивал правильное размещение воинских частей. В июне 1945 за свои заслуги Василий Баркин был удостоен Ордена Красной Звезды.
В это время родные и близкие Василия Николаевича потеряли связь друг с другом. Жена и дочь оказались в оккупации на Смоленщине, бежали оттуда. Он сумел их отыскать и отправить в уже освобождённую Латвию. После войны семья воссоединилась в Торжке, на государственную ссуду Баркины начали строить дом и вести хозяйство. Однако старые раны не давали прадеду покоя, время от времени он ездил лечиться в госпитале Ораниенбаума (ныне - Ломоносов). А 19-летняя Рита осталась в Риге заканчивать медицинское училище, оттуда она и писала отцу в марте 1947 года (орфография и пунктуация сохранены):
Дорогой Папочка, здравствуй!
Я на тебя обижаюсь, потому что ты забыл о моём существовании. На предыдущих два письма ты даже не ответил. Как видишь я переменила свою резиденцию. Вот уже неделя как я здесь.
Тётя Соня устраивается на работу и тогда меня к себе возьмёт.
Бориса взял к себе дядя Федя. В общем, все разобрались кто куда, а дома остались одна мама да дедушка.
Ну папочка прошу тебя писать мне.
Целую тебя.
Рита.
Это письмо, как и предыдущие два, осталось без ответа. Прадед умер в 1947 году в госпитале Ораниенбаума от пневмонии, на местном кладбище и похоронен.
С 1946 года в Мурманске работает Военно-морской музей Северного флота. После смерти мужа Евгения Ивановна отправила туда все его награды - Ордена Красной Звезды и Красного Знамени, медаль "За боевые заслуги" и Орден Ленина. Теперь они хранятся в Мурманске, где 22 июня 1941 года для майора Баркина началась война".