tvernews.ru
08 декабря Четверг :
Погода в Твери Курсы валют | Сообщить об ошибке

Зарегистрируйтесь, если вы еще не состоите в сообществе tvernews.ru

В Тверской области на берегу озера Сиг, где затонул самолёт, поставят памятник на могиле лётчиков

В Тверской области на берегу озера Сиг, где затонул самолёт, поставят памятник на могиле лётчиков - ТИА
17 Марта 2010 12:01

20 и 21 марта тверские дайверы вновь будут покорять глубины озера Сиг в Осташковском районе, где со времён ВОВ покоится на дне транспортный самолёт «Дуглас». Он был сбит в 1941 году в бою с немецкими мессершмитами, когда перевозил техников и ценный груз – запчасти для самолётов. На легендарный рэк на этот раз ныряльщики опустятся не из праздного любопытства: к 65-летию Победы планируют отснять фильм и выпустить фотоальбом.

Мартовская экспедиция на Сиг станет для Тверского дайвинг-клуба вторым этапом в подготовке уникальных материалов про затонувший самолёт «Дуглас» (Ли-2) к празднованию юбилея Победы ВОВ. Про февральскую поездку ТИА уже писало (смотри ЗДЕСЬ). Как рассказал Тверскому информационному агентству руководитель подводного клуба и оператор подводных съёмок Вадим Шестаченко, по итогам подлёдных погружений будет создан документальный фильм про затонувший транспортник и его историю, а один из участников поездки - известный российский фотограф-дайвер Александр Аристархов сделает ряд снимков «Дугласа».


- Вообще есть такая идея - установить на берегу озера памятник погибшим лётчикам. Более того, уже есть определённые подвижки: реальные люди, которые занимаются финансовым вопросом. Памятник мы планируем поставить на захоронении лётчиков «Дугласа», могила которых находится как раз на берегу. Её поисковики обнаружили.

Как рассказал ТИА руководитель научно-исторического военно-патриотического центра «Подвиг» Сергей Титков, захоронение действительно существует, но точного его места пока поисковики не знают. Затонувший самолёт перевозил на своём борту не только боеприпасы и запчасти, но и техников. Местные жители после крушения транспортника спасли 17 человек, трое лётчиков утонули – их вытащить не было возможности. Однако из спасённых потом несколько человек умерло, возможно, из-за ранений или сильного переохлаждения. Вот их-то как раз и похоронили на мысочке, который со временем ушёл под воду.


- Осташковский поисковый отряд «Поиск», руководитель Елена Моисеева, приблизительно знает, где находится могила. Они планируют, кстати, этим летом под водой, на небольшой глубине, прощупать местность. Может, и найдут останки, - добавил Сергей Титков.

Рассказал главный поисковик области и историю обнаружения самолёта. Оказывается, затонувший в 1941 году транспортник не является ни американским «Дугласом», ни советским «Ли-2», а, скорее всего, он является переходным звеном между этими двумя самолётами. Во время ВОВ американцы поставляли советской авиации свои «Дугласы», однако потом СССР приобрёл патент у США на производство уже своих подобных самолётов – «Ли-2». А вот на дне озера Сиг покоится переходная модель, собранная из американских комплектующих, но русскими техниками в Химках, где в 1941 году находились авиационные мастерские.

До обнаружения дайверами самолёта его уже основательно обследовали тверские поисковики. С помощью профессионального водолаза-глубоководника удалось проникнуть внутрь транспортника, где и были найдены американские авиазапчасти, боеприпасы (два ящика, кстати, поисковики оставили для острых ощущений дайверов), рация и много ещё чего. Сейчас в небольшом музее осташковских поисковиков хранятся несколько деталей с самолёта, например, табличка «No smoking».


- Самолёт, конечно, в хорошем состоянии, правда, у него отломан хвост и нет одного двигателя. Мы его даже поднять хотели. Он, конечно, большой. Но проблема не в этом. Поднять его с небольшой глубины (9 метров) не представляет тяжёлого труда. Но как только его на воздух вытащим, он тут же начнёт окисляться, дюраль рассыплется. Мы его даже не успеем законсервировать. А в воде консервацию провести невозможно – всё озеро отравим. Так вот и лежит теперь самолёт на дне на радость дайверам.

Впрочем, однажды всё-таки погибший транспортник поднимали на поверхность – всё в том же 1941 году. Очень уж ценны были авиазапчасти, да и движки американские были на вес золота. Самолёт подцепили лебёдками и поставили на хвост. Успели снять только один мотор, как хвост обломился, и машина навсегда ушла под воду озера Сиг.

Фото Михаила Семёнова. 

Комментарии (0)
Для того чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться.