19 Апреля 24, 01:49
Новости, Общество
06 Апреля 2010, 11:52

6 апреля - день рождения нашего земляка, выдающегося конструктора Анатолия Ивановича Савина

6 апреля - день рождения нашего земляка Анатолия Ивановича Савина - учёного в области создания информационно-управляющих автоматизированных систем, радиофизики и космической радиотехники, Генерального конструктора и Генерального директора Центрального научно-исследовательского института «Комета».

Анатолий Иванович Савин родился 6 апреля 1920 года в городе Осташкове. Окончил начальную школу в родном городе, а после переезда семьи в Смоленск в начале 1930-х годов с отличием окончил среднюю школу в Смоленске. В 1937 году без вступительных экзаменов зачислен в МВТУ имени Н. Э. Баумана, в 1940 году стал студентом факультета артиллерийского вооружения.

С началом Великой Отечественной войны в июле 1941 года вступил в народное ополчение, однако ещё до отправки на фронт был отозван, эвакуирован в Горький (ныне Нижний Новгород), где назначен старшим контрольным мастером цеха противооткатных устройств на артиллерийском заводе № 92 имени И. В. Сталина. Очень быстро освоился с технологией производства артиллерийских орудий и предложил ряд улучшений в конструкцию танковой пушки Ф-34, а затем разработал принципиально новое и более технологичное противооткатное устройство – один из важнейших узлов орудия.

Несмотря на то, что молодого специалиста не поддержал главный конструктор В. Г. Грабин, при поддержке директора завода А. С. Еляна на личной встрече с народным комиссаром вооружения СССР Д. Ф. Устиновым Савин сумел добиться внедрения противооткатных устройств в производство. Это позволило в разы увеличить ежесуточный выпуск готовых орудий.

С 1942 года Анатолий Иванович становится начальником конструкторского отдела, а с 1943 года - главным конструктором артиллерийского завода № 92 (будучи при этом студентом, в возрасте 23 лет!). На этом посту внёс значительный вклад в создание пушки ЗИС-С-53 и противотанковой пушки ЗИС-2.

В 1946 году главный конструктор наконец-то смог получить специальное образование - без отрыва от производства он окончил МВТУ имени Баумана.

С 1945 года КБ под руководством Савина было привлечено к работам по атомному проекту СССР – ему было поручено создание опытной многокаскадной установки для экспериментальной проверки основных физических процессов с целью определения возможности практической реализации коэффициента обогащения (эта установка получила известность под именем диффузионного завода № 1). Работы контролировались 1-м Главным управлением Совета министров СССР (начальник - Б. Л. Ванников). Для их выполнения на заводе было создано Особое конструкторское бюро, главным конструктором которого был назначен А. И. Савин. Установка была создана в срок и построена в Нижнем Тагиле. В процессе её создания А.И. Савиным спроектирована сложнейшая система разгрузки облученных урановых блоков и реактора на тяжелой воде (проект ОК-180).

В 1951году Савин переведён в Конструкторское бюро № 1 при 3-м Главном управлении Совета Министров СССР (создание реактивных управляемых вооружений), назначен заместителем начальника конструкторского отдела, затем стал заместителем главного конструктора С. Л. Берии. В 1953 году КБ-1 реорганизовано в СКБ-41, в котором Савин стал заместителем главного конструктора по противовоздушной тематике. С февраля 1955 года – заместитель главного конструктора СКБ. На этом этапе деятельности стал одним из создателей реактивной системы управляемого оружия «Комета» класса «воздух – море» (принят на вооружение в 1952 году), оборонных систем классов «воздух – море» «К-10», «К-22», «К-22 ПСИ», класса «воздух – земля» «К-20», класса «воздух – воздух» «К-5» и её модернизации «К-5М», «К-51», «К-9», класса «земля – море» «Стрела», класса «земля – земля» «Метеор», «Дракон», класса «море – море» «П-15».

Также коллектив под его руководством внес огромный вклад в создание уникальной многоэшелонной единой системы противовоздушной обороны Москвы (введена в действие в 1953 году). В 1950-х годах А. И. Савин без отрыва от производства обучается в аспирантуре при КБ-1, в 1959 году он защитил кандидатскую диссертацию, в 1965 году защитил докторскую диссертацию и стал доктором технических наук. С 1960 года А. И. Савин – начальник ОКБ-41. Постановлением Совета Министров СССР оно было переориентировано на космическую тематику, ему было поручено создание комплекса противоспутниковой обороны по перехвату и поражению искусственных спутников военного назначения вероятного противника, пролетающих над территорией СССР. А. И. Савин также стал главным конструктором такого комплекса.

Для решения поставленных задач ОКБ-41 проводило уникальные научно-исследовательские работы по оптоэлектронике, информатике, радиофизике, радиотехнике, радиоэлектронике, в области фундаментальных научных исследований атмосферы, океана, суши и околоземного космического пространства. Были сформулированы и реализованы на практике физические основы обнаружения и идентификации малоразмерных космических объектов на фоне различных образований в атмосфере, океане, на суше и в околоземном космическом пространстве. Особое место отводилось исследованиям в области информатики и обработки изображений.

Многие из созданных под руководством А. И. Савина систем дистанционного видения подводных сцен с помощью оптических и радиолокационных аэрокосмических средств намного опередили имевшиеся разработки США и других стран. Результатом стало создание в кооперации с ОКБ-52 (главный конструктор В. Н. Челомей) уникального автоматизированного комплекса противоспутниковой обороны, главными составляющими которого стали наземный командно-вычислительный и измерительный пункт (объект 224-Б), специальная стартовая площадка на полигоне Байконур (объект 334-Б), ракета-носитель и космический аппарат-перехватчик. Испытания комплекса начались в 1968 году.

Первое в мире успешное поражение цели в космосе состоялось в августе 1970 года: боевой расчет системы противокосмической обороны (ПКО) уничтожил искусственный спутник Земли (в США аналогичное поражение состоялось только в 1985 году). В 1979 году усовершенствованный комплекс ПКО был поставлен на боевое дежурство. К моменту начала американской программы «звездных войн» в 1983 году СССР уже уничтожил в космосе до десятка спутников. В том же 1983 году космические испытания в СССР были прекращены по политическим соображениям, но сам комплекс противокосмической обороны по-прежнему находится на боевом дежурстве.

Другим важнейшим направлением работы ОКБ-41 стало создание наземных радиоэлектронных комплексов и бортовых средств управления космических аппаратов в рамках системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН). Эта система также продолжает находиться на вооружении, обеспечивая безопасность Российской Федерации.

В 1973 году на базе коллектива ОКБ-41 создан Центральный научно-исследовательский институт «Комета» (с 1979 года – научно-производственное объединение «Комета», с 1985 года - Центральное научно-производственное объединение «Комета»), Генеральным конструктором и Генеральным директором которого в 1973 – 1999 годах был А. И. Савин. В состав ЦНИИ вошли также завод «Мосприбор» и СКБ-39, филиалы в Ереване, Рязани, Ленинграде, Киеве, заводы в Алма-Ате и Вышнем Волочке, отдельные подразделения в Московской области и в Тбилиси. В 1970-х годах НИИ «Комета» разработал систему оперативного обнаружения стартов, отслеживание траекторий движения межконтинентальных баллистических ракет по излучению факела двигательной установки в инфракрасном диапазоне.

За выдающиеся заслуги в создании новейших разработок вооружения и в укреплении оборонной мощи СССР указом Президиума Верховного Совета СССР в 1976 году Савину Анатолию Ивановичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

В 1980-е годы были созданы глобальная система обнаружения стартов МБР с самолетов, с наземных пусковых установок и с подводных лодок, для которой ЦНИИ «Комета» разработал широкополосный радиоизмерительный управляющий комплекс (РИУК), наземные и бортовые средства управления, алгоритмическое и программное обеспечение. Несмотря на развал СССР, утрату многочисленных подразделений в бывших союзных республиках и разрыв огромного количества хозяйственно-технических связей, к 1990 году полностью завершены работы по созданию системы, а в 1990-х годах – изготовлены и запущены её составные части (3 космических аппарата), отлажена аппаратура наземных составляющих и отработаны штатные программы анализа специальной информации.

После успешного завершения лётно-конструкторских и государственных испытаний Указом Президента России от 25 декабря 1996 года система принята на вооружение. С мая 1999 года А. И. Савин – научный руководитель ФГУП ЦНИИ «Комета». С мая 2004 года - Генеральный конструктор ОАО Концерн «ПВО Алмаз – Антей». С мая 2007 года – научный руководитель ОАО Концерн «ПВО Алмаз – Антей». На этих постах занимается разработкой глобальных информационно-управляющих систем (ГИУС). Одновременно ведутся успешные работы в создании информационно-управляющих систем и в других сферах, в том числе в создании глобальных систем мониторинга Земли, контроля чрезвычайных ситуаций (природных и техногенных). Также концерн занимается созданием современной медицинской аппаратуры для кардиодиагностики и иридодиагностики.

А.И. Савин: Руководитель кафедры в Московском институте радиоэлектроники и автоматики. Член Экспертно-консультативного совета по устойчивому развитию при Государственной Думе РФ. Руководитель Научного совета РАН по проблемам обработки изображений. Член Экспертного совета при Правительстве РФ. Академик АН СССР (1984). Доктор технических наук (1965), профессор. Лауреат Ленинской премии (1972), Сталинских премий (1946, 1949, 1951), Государственной премии СССР (1981), Государственной премии Российской Федерации (1999), Государственной премии Грузинской ССР. Награждён четырьмя орденами Ленина (1945, 1951, 1971, 1976), тремя орденами Трудового Красного Знамени (1944, 1949, 1956), орденами Отечественной войны II степени (1944), российским орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени (1995), медалями, многими научными и общественными наградами.

По материалам сайта "Герои страны"