23 Апреля 24, 19:06
Новости, Общество
07 Мая 2010, 10:52

Медсестра Суслова написала на стене Рейхстага: «Мы – из Калинина!»

В преддверии 9 Мая, невозможно не рассказать о тех, кто делал историю, и тех, кто пережил страшные дни войны, одна из них - Валентина Степановна Суслова. В дверях квартиры нас встретила невысокого роста пожилая женщина с побеленной годами головой и мелкими морщинками на лице, но с очень яркими и лучезарными глазами. Валентина Степановна призналась, что очень готовилась к нашей встрече, ведь она прежде всего женщина и должна выглядеть на все 100 %.

При нас она надела пиджак с многочисленными медалями и орденами и начала свой рассказ.

-Войну я встретила в 22 года в Торжке. Известие об этом я услышала именно там. Я поняла, что не должна остаться в стороне от беды страны. Я обратилась в Обком Красного Креста о необходимости создать санитарную дружину. Мне не отказали. Я собрала девчонок, и в количестве 41 человека 3 сентября 1941 года мы добровольно ушли на фронт».

Валентина Суслова родилась в 1919 году в семье обычного крестьянина в селе Марьино Торжокского района Калининской области. В 1934-м закончила «семилетку», так как решила, что необходимо научиться ремеслу. В 1936 году юная Валя получает профессию мастера трикотажного дела в Сосновицкой профтехшколе и устраивается в артель «Коллективный труд».

Но одним трудом не ограничивалась жизнь Валентины Степановны, она всегда была очень активной девушкой. А потому в 1937 году была избрана ответственным секретарем окружкома МОПР (Международная организация помощи борцам революции) по Карельскому национальному округу. Два года спустя она становится уже председателем райкома МОПР Центрального района г. Калинина. А с начала войны она организовала мопровскую санитарную дружину.

-В августе 1941 года я сразу же потеряла двух родных братьев. Страшная беда, пришедшая к нам в дом, подвигла меня помогать солдатам. И вот, объединившись в санитарную дружину от Красного Креста, направились мы на вокзал. Помимо моих единомышленниц, всего нас было около 300 человек. Я помню, как нас провожали на фронт, сейчас от этого слезы на глазах. Много людей, все с цветами, и все машут нам. Мы сели в «телячьи вагоны», чуть-чуть не доехали до Старицы, где нас высадили в поле.

Попала тогда Валентина Степановна в 90-ю отдельную автосанитарную роту 31-й армии. Ее задачей была эвакуация раненых из медсанбатов в полевые подвижные госпитали. Бойцов отвозили в Торжок, Митино и Калинин. Особенно запомнилось медсестре Сусловой, как эвакуировали раненых, когда немцы шли по пятам и времени на спасение оставалось крайне мало.

- 12 октября 41-го года в 6 утра нам дали команду срочно поехать во Ржев эвакуировать раненых… Когда мы их грузили, во Ржеве нас бомбили, обстреливали, наверху бой самолетов был. Пока мы грузили солдат на санитарные поезда, поступила еще одна команда – немедленно ехать в Калинин также эвакуировать раненых. Не доехав до села Даниловское, мы увидели, как совсем близко немецкие самолеты стали спускать мотоциклы. Что делать-то? Назад в лес мы не можем, а впереди Даниловское горит, и по полю нельзя – там завязнуть можно, это ж октябрь, только по дороге. Тогда решили рассредоточить машины, и мы проехали, ни одна машина не сгорела. Мы приехали поздно вечером на проспект Калинина и стали грузить раненых из многочисленных наших госпиталей: вот где сейчас суворовское училище, 6-я школа, 16-я, 12-я, 8-я, 4-я, там везде были госпитали. И мы эвакуировали раненых в Кушалино, Рамешки Рождествено, Эммаус, Каблуково, Лукино. И вот 13-е, 14-е число – мы все не евши, не пивши, не спавши работаем. И, что вы думаете, в 12 часов 14 октября мы вывезли последних раненых из Калинина, а в 2 часа туда уже пришли немцы. Ни одного раненого в захваченном городе мы не оставили.

Сегодня Валентина Суслова помнит о каждом таком событии очень четко, как будто это произошло вчера. Не стирается из памяти разрушенный боями Калинин, когда они въехали в него после освобождения. Никогда не забудет она руины, оставленные немцами.

- 16 декабря освобождение Калинина было, и уже 17-го мы сюда приехали. И когда подъехали к драмтеатру, вы понимаете, он горит, он полыхает – от этого прям слезы на глазах были, а на площади Революции – сплошные кресты, там немцы своих солдат хоронили, погибших при освобождении города. Но все равно Калинин освобожден, от этого было радостно. Кстати, нас и тогда продолжали бомбить. На машинах, на которых мы перевозили раненых, красные кресты видны были, и враги на них как стервятники кидались. Но мы сумели доехать до госпиталя и стали солдат выгружать. И вот мы, девчонки совсем еще сопливые, это мне 22 года, а были и по 18, 19 лет, на носилках раненого тащим, а в нем 100 килограмм, на 2-й и 3-й этажи. Ну ничего, все сделали.

В 1941 году Валентина Суслова приняла присягу и получила звание ефрейтора. А в 43-м году генерал-майор 31-й армии Поленов вручил молодой медсестре орден Красной Звезды, который сегодня для ветерана является одной из самых главных наград за всю войну и жизнь. Победу Валентина Степановна встретила в Германии, в ночь с 8 на 9 мая в госпитале города Бунцлау. Тогда никто не смог сдержаться от радости, рассказывает героиня, раненые от счастья даже подушками начали кидаться.

А 9 мая многие отправились в Берлин погулять и обменяться общей радостью. А когда дошли до Рейхстага, медсестра Суслова не смогла удержаться и написала с гордостью на стене слова «Мы – из Калинина!»

Сегодня память о том дне сохраняет очень старая черно-белая фотография, которую Валентина Степановна бережно хранит. И еще о чем она с такой нежностью вспоминает, - это то, что война свела ее с любимым мужем. Познакомилась с ним в 44-м году, но, признается она, по девичьей глупости два раза отказывалась идти за него замуж. Спустя годы, в 1969 году, она встречает его в Москве в День Победы. Он снова делает ей предложение руки и сердца, и уже в третий раз Валентина не смогла устоять. Они поженились и прожили долгую и счастливую жизнь

Подпишись на наш Telegram-канал
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter Мы на связи WhatsApp +79201501000
вверх