tvernews.ru
04 декабря Воскресенье :
Погода в Твери Курсы валют | Сообщить об ошибке

Зарегистрируйтесь, если вы еще не состоите в сообществе tvernews.ru

«Камни с неба падать не могут!», или Как протоиерей Александр Шабанов запрещает созерцать Вселенную

«Камни с неба падать не могут!», или Как протоиерей Александр Шабанов запрещает созерцать Вселенную - ТИА
02 Марта 2011 17:13
Автор: TverNews

17 февраля на сайте ТИА было опубликовано обращение вице-президента РАЦИРС, председателя Миссионерского отдела Тверской и Кашинской епархии, протоиерея Александр Шабанова к тверичанам, призывающее отказаться от посещения выставки художника-космиста Олега Высоцкого, которая открылась в Твери. Среди наших читателей развернулась дискуссия. Её итогом стало ответное послание тверской Рериховской организации, выступившей организатором выставки. 

ТЕКСТ ПИСЬМА

Великий немецкий философ Кант заметил однажды, что есть всего две вещи, достойные подлинного удивления и восхищения: звездное небо над нами и нравственный закон внутри нас. Древние считали: и то, и другое неразрывно связано между собой.

Вселенная — извечная загадка бытия — всегда звала человека к постижению бесконечного, вечного, неисчерпаемого. Но, как мудро заметил русский мыслитель Н. А. Бердяев в своей работе «Философия творчества», «сама постановка дерзкой задачи познать вселенную возможна лишь для того, кто сам есть вселенная, кто в силах противостоять вселенной как равный, как способный включить ее в себя». Такие пытливые, дерзновенные умы были во все времена, как и те, кто их преследовал. Наряду со служителями церкви среди гонителей были и представители науки, чьи вердикты порой противоречили даже очевидному. Так, 250 лет тому назад Французская академия наук создала комиссию по борьбе с лженаукой. В академию из провинции был прислан метеорит, упавший посреди бела дня на поле на глазах многочисленных очевидцев. Решение академиков-экспертов гласило: «Камни с неба падать не могут!».

Невежество, присущее как религиозным ортодоксам, так и некоторым представителям науки, проявляется и в XXI веке. В середине февраля в Твери открылась выставка «Дыхание Космоса» художника-космиста из Эстонии Олега Высоцкого. Около ста его картин привезли в наш город и разместили в залах Тверского городского Музейно-выставочного центра сотрудники Тверской Рериховской организации. За несколько дней до открытия выставки на сайте Тверской епархии было размещено официальное обращение протоиерея Александра Шабанова: «Рериховская выставка как альтернативный день космонавтики? (реплика Тверского отделения Российской Ассоциации исследований религий и сект)». В обращении А. Шабанов обвиняет сотрудников выставочного центра в меркантильности, запугивает учителей и родителей, призывает их не приводить на выставку детей, оскорбляет творчество самого художника, ну и по старой привычке не упускает возможность в очередной раз представить деятельность Тверской Рериховской организации в искаженном виде. При этом служитель Православия, обращаясь к горожанам от лица Тверского отделения РАЦИРС, не чурается жаргона, присущего желтой прессе.

Познакомиться с подлинниками картин Высоцкого представитель Тверской епархии не пожелал. Он «оценил» творчество художника по Интернету (!), а существующее о картинах мнение тех, кто видел их воочию, представил читателям в своем комментарии как нечто непонятное и пугающее. Вся информация о Высоцком, его многочисленных выставках в музеях разных городов и стран, отзывы о творчестве художника доступны в Интернете. Поскольку А. Шабанов, по его словам, туда заглядывал, то не мог всего этого не видеть. Там же он мог познакомиться и с описанием сложной техники создания художником своих картин, прежде чем невежественно о ней отзываться.

В последние годы Олег Высоцкий все больше обращается к космической теме. Космизм являет собою целый пласт культуры, включающий работы известных философов и ученых, творчество художников, поэтов и музыкантов. Этому философскому и художественному направлению присуще отображение единства человека и Космоса, нашего внутреннего духовного мира и мира Вселенной, преображение мира и человечества через красоту искусства.

Именно идея космизма о единстве человека и Вселенной не дает покоя протоиерею Шабанову. Вселенная для него холодная и бездушная. А от его познаний в области русского космизма остается только развести руками. Ведь этому направлению философской мысли посвящено огромное количество публикаций, написана не одна диссертация. Но, видимо, не выгодно Шабанову замечать научные исследования российских ученых по данной теме, и он навязывает читателю свои домыслы о возникновении и развитии русского космизма, при этом попутно оскорбляя выдающегося исследователя карело-финского эпоса «Калевала» Элиаса Леннрота.

Одним из ярких представителей русского космизма в живописи в начале ХХ века был Н. К. Рерих, чье творчество глубоко пронизано космическим мировоззрением, идеи которого изложены в учении Живой Этики. «По мере познания глубины и многомерности творческого наследия семьи Рерихов интерес к Рериху-мыслителю будет становиться все напряженнее, ведь Рерих не только призывал к изучению внутреннего, глубинно-творческого потенциала человека, но в самом развертывании своих дарований напоминал о радости духовно-просветленной жизни и об ответственности людей за судьбы Земли, Космоса и Культуры» — пишет к. ф. н. Трофимова Е. А. в своей работе «Космизм Николая Рериха: мощь устремленного духа».

Извращая концепцию Живой Этики, протоиерей Шабанов пытается заручиться «светской» поддержкой, ссылаясь на статью к. ф. н. Л. И. Фесенковой «Сциентизация эзотерики и псевдонаука». Автор упомянутой статьи, претендуя на научность, искажает идеи Живой Этики так, что встает вопрос, а знакома ли она с исследуемым материалом? Ее мнение больше похоже на подборку фрагментов из высказываний тех, кто по разным соображениям старается данное учение дискредитировать. Да и можно ли серьезно воспринимать исследования Л. И. Фесенковой, для которой атрибутами свободы человека являются ... «теплые застолья с пивом»?

По мнению современных ученых В. В. Фролова и Л. М. Гиндилиса, Живая Этика, как и всякое глубокое философское учение, содержит несколько пластов знания и требует серьезного изучения, осознания и понимания. Возможны разные подходы, оценки и интерпретации, необходимы научные творческие дискуссии. Но при этом два условия, обязательные для любой научной дискуссии, непременно должны быть выполнены: знание предмета дискуссии и добросовестный объективный анализ. К сожалению, ни то, ни другое со стороны противников учения не наблюдается. Наоборот, стараясь не допустить распространения идей Живой Этики, они занимаются умалением творчества семьи Рерихов.

Так, А. Шабанов, говоря с иронией о творчестве признанного во всем мире художника Рериха, ссылается на якобы нелестные высказывания И. Е. Репина и М. А. Волошина о картинах Николая Константиновича и ... не приводит ни одного (!) из существующих многочисленных восторженных отзывов признанных деятелей искусства — художников, композиторов, философов, театральных постановщиков. Да и об истинном отношении Репина и Волошина он до конца не договаривает, вырывая из контекста выгодные для негативной оценки слова, как и не говорит о том, что речь идет о раннем периоде творчества художника.

Если подобное отношение со стороны представителей РПЦ можно хоть как-то объяснить борьбой за идеологию (не оправдывая их методов), то околонаучные фантазии некоторых ученых просто поражают. Ведь ВАКом утверждены уже десятки диссертаций о творчестве Рерихов, русском космизме и Живой Этике!

Протоиерея Шабанова волнует вопрос: можно ли писать с заглавной буквы слово «культура»? Очевидно, это зависит от того, какой смысл в него вкладывается. Еще в 1964 г. американские исследователи А. Кребер и К. Клакхон собрали 257 определений культуры. Эта цифра со временем только растет. Нет недостатка в определениях культуры и в отечественной философии. Только одно это ярко свидетельствует о том, сколь сложен данный феномен.

Как отмечает д. ф. н., профессор В. В. Фролов, проблема влияния культуры на духовное преображение человека всегда вдохновляла на исследования выдающихся мыслителей. От того, как понималась ими культура, зависело их видение самых сокровенных и тончайших граней духовного развития человека. Н. К. Рерих разработал оригинальную концепцию культуры. Его понимание было не только выдающимся духовным достижением, но и проявлением самых светлых сторон Мироздания и человеческой природы. Поэтому далеко не случайно в своих трудах, пронизанных гуманистическими идеями Живой Этики, выдающийся мыслитель Н. К. Рерих сложил многоцветную палитру высших форм проявления культуры:

«Культура есть почитание Света. Культура есть любовь к человеку. Культура есть благоухание, сочетание жизни и Красоты. Культура есть синтез возвышенных и утонченных достижений. Культура есть оружие Света. Культура есть спасение. Культура есть двигатель. Культура есть сердце. Если соберём все определения Культуры, мы найдем синтез действенного Блага, очаг просвещения и созидательной Красоты».

Выбор — устремиться к познанию Вселенной или перекрыть себе дорогу к дальнейшему эволюционному развитию — каждый делает сам. От этого выбора зависит, кто станет вестником для человека на его пути — передовые мысли великих исследователей, постигающих неизведанное, или пасквили тех, кто, выражаясь словами Артура Шопенгауэра, «принимает конец своего кругозора за конец света».

И. Вахонина, Тверская областная Рериховская общественная организация

Комментарии (23)

  • Не смогла дочитать, очень длинно. На счёт камней и звёздного мира всё правильно, а про нравственный закон - где примеры для восхищения?\n\n
    02.03.2011 18:24
    1 | 3

  • Абсолютно не понимаю, зачем это писать? вы всё успокоиться не можете? Даааа, видать Прав Шабанов то))) вам не кажется, что после драки кулаками не машут?\n\n
    02.03.2011 21:51
    1 | 3

  • Дочитал до конца. Почему-то к слову \"космизм\" приходят на ум разные рифмы. Прикольно получается. Особенно порадовала и улыбнула мантра о культуре. А, так, - текст по сути своей и содержанию напоминает выражение \"Сам дурак\". Никакой конкретики, только надерганные цитаты и харя-кришна-харя.\n\n
    02.03.2011 23:08
    1 | 5

  • Да, успокои враговете си\n\n
    02.03.2011 23:37
    1 | 1

  • Ситуация проста и понятна. Некто Шабанов напал на явление мировой культуры и философии, тем самым, продемонстрировав свое мракобесие. Ему внятно ответили. Надеюсь, что вышеназванный господин в следующий раз будет думать перед тем, как что-нибудь сказать ....\n\nВот уж точно \"таких не берут в космонавты\" :)\n\n
    03.03.2011 05:24
    4 | 0

  • Вот, теперь за Пушкина взялись, оказывается неверно раскрыт образ попа в известной сказке.\n\n
    03.03.2011 08:51
    2 | 2

  • посмотрел работы, слощаво - приятные.\n\nно запрещать просмотр - дурь.\n\n
    03.03.2011 09:19
    2 | 2

  • Что-то странное. Рерихнулись некоторые дамы и господа.\n\n
    03.03.2011 09:20
    1 | 5

  • Heckfy\n\nЯ думаю, что переходить на сленг непрактично.\n\nВам тут же ответят что-то вроде того, что Шабанов с компанией православнулся, либо что у него православие головного мозга.\n\nК чему подобный тон?\n\nДавайте придерживаться культурных традиций...\n\n
    03.03.2011 10:12
    0 | 0

    • Так я совершенно согласен с православием головного мозга г-на Шабанова. Если уж есть какая-то вера или увлечение, то оно должно быть не показушным и не пытаться задавить мнения других. А с православием головного мозга людей даже больше, чем рерихнутых. Слава богу, куда больше просто верующих и просто любящих произведения Рериха. Однако, слышно тех, кто кричит, а не тех, кто молча верит или увлекается.\n\n
      03.03.2011 11:52
      0 | 1

  • Очень много слов, смысл которых у автора сего опуса и у людей церковных - разные. Спорить о данном тексте - так придется спорить о словах и их смыслах. Тухлое занятие. Чего стоит одно \"культура есть благоухание\". Лично мне хочется нос зажать от рериховского \"благоухания\". А некоторые и дерьмецо нюхают и радуются. А другие клей \"момент\", или чего там еще есть, я не в курсе :)\n\n\n
    03.03.2011 10:30
    1 | 4

  • Мда... И не лень было писать столько маловразумительных слов. Ну да написали и ладно...\n\n\nВспомнилось из Бунина:\n\n\"Вчера долго сидел у нас поэт Волошин. Нарвался он с предложением своих услуг (\"по украшению города к первому мая\") ужасно. Я его предупреждал: не бегайте к ним, это не только низко, но и глупо, они ведь отлично знают, кто вы были еще вчера. Нес в ответ чепуху: \"Искусство вне времени, вне политики, я буду участвовать в украшении только как поэт и как художник\". В украшении чего? Виселицы, да еще и собственной? Все-таки побежал. А на другой день в \"Известиях\": \"К нам лез Волошин, всякая сволочь спешит теперь примазаться к нам...\" Теперь Волошин хочет писать \"письмо в редакцию\", полное благородного негодования. Еще глупей\". (\"Окаянные дни\").\n\n\n\n
    03.03.2011 11:26
    1 | 2

  • ivanov, Mgtgrsk\n\n\nВообщем ничего по существу не прокомментировали.\n\nСпасибо за демонстрацию очередного \"урока православной культуры\" ....\n\n
    03.03.2011 13:36
    3 | 0

    • А что здесь комментировать по-существу?\n\nИ интересно, где вы нашли тут \"уроки православной культуры\"...\n\n\nРаздражение лишает вас логики.\n\n
      03.03.2011 13:53
      1 | 2

      • Господь с Вами! Никакого раздражения. Отнюдь. Вы просто не заметили кавычек. Я иронизировал. Именно никакой культуры полемики со стороны православных я и не увидел. Поэтому и написал про \"урок православной культуры\" в кавычках....\n\n
        03.03.2011 20:55
        1 | 0

  • И потом, заголовок вашего ответного пафоса...\n\n1. Если вы читали (ну а вы читали) статью Шабанова, так он там ничего не запрещал. Он - ре-ко-мен-до-вал думать, прежде, чем идти на выставку и вести туда детей! Или для вас это одно и то же?\n\n2. В случае, если вы это сделали намеренно, то нелепые упреки в \"желтизне\" оппонента из ваших уст будут теперь выглядеть по меньшей мере неуместно.\n\n
    03.03.2011 13:58
    1 | 2

  • О нетленном духе инквизиции и плоском мышлении:\n\n\nО плоском мышлении писал крупный русский философ и писатель Д.С.Мережковский в статье «Большевизм и человечество».\n\n\n«Плоские борются, - отмечал Мережковский, - против глубоких, чтобы их истребить или сделать себе подобными. В этой борьбе на стороне плоских большие преимущества, ибо глубокие могут только медленно передвигаться, преодолевая разнообразные препятствия; глубокие поднимаются на вершины и падают в пропасти, но плоские маневрируют с поразительной легкостью, не встречая никаких препятствий на своем пути; они скользят по гладкой поверхности или ползут, подобно распластанным насекомым, они всюду проникают и проходят в любые щели. Слишком часто, увы, у глубоких бывают разногласия: ведь они не равны между собой и глубоко индивидуальны, они стремятся к свободе, между тем, как плоские едины в своей стадности в силу безличия и стремления к абсолютному равенству. Глубокие страдают и душевно, и физически, но плоские испытывают лишь неясные страдания, ибо им не дано постичь глубин души». И еще: «Главным преимуществом плоских над глубокими является ложь. Гладкая поверхность иногда представляется нам глубокой только потому, что она отражает глубину. Плоские пользуются этим оптическим обманом, чтобы в своих плоских зеркалах отражать неведомые им глубины искусства, науки, философии и даже религии»\n\n\nЛ.В.Шапошникова «Подвижничество дьякона Кураева»\n\nhttp://www.icr.su/sbt1/sbt1gl4_10.htm\n\n
    05.03.2011 11:12
    0 | 1

    • слушайте, Владимир, а вы во всех темах про инквизицию говорите?\n\n
      06.03.2011 22:04
      1 | 0

      • А Вы хотите оправдаться?\n\nИли хотите оправдать информационную войну, развязанную против нового космического мышления и его носителей?\n\n
        07.03.2011 10:50
        1 | 1

        • \"Или хотите оправдать информационную войну, развязанную против нового космического мышления и его носителей?\"\n\n\nУпал со стула от смеха....)))))))))))))))))))))))))))))\n\nЗамените слово \"носитель\" на \"переносчик\", и все будет правильно. Тогда и стенды в поликлинниках о профилактике гепатита - тоже информационная война!!!!!!!!!!! УУУУ!\n\n\n
          09.03.2011 12:48
          1 | 1

          • Еще один \"урок православной культуры\".\n\nНу точно - \"от Слава КПСС\" до \"Слава Богу\" без изменения сути.\n\nВоинствующее безбожие сменилось воинствующим мракобесием.\n\nДумаю, ненадолго.\n\n
            10.03.2011 09:17
            1 | 0

            • Думайте. Это полезно;)\n\n
              11.03.2011 10:49
              0 | 1

  • Не поленюсь, ещё раз напишу - Sergo, молодец!!! Очень достойно отвечал.Очень часто человек обвиняющий всех и вся в каких-то недостатках, сам эти недостатки и носит в себе, и не замечает их. Так и РПЦ. Приторно улыбаясь представителям мировых религий в верхах, злобно клевещит на них на других уровнях, науськивая свою паству. Простите, что так выражаюсь, но это так и есть. Веротерпимость по словам православных священников это грех. Вы встречали хоть одного православного который бы говорил, что буддизм это хорошо? Да что там буддизм, католичество, протестанизм - это хорошо? Я не встречал. Даже самые лояльные могут сказать - да,да мировые религии. Улыбнутся, а затем - сатанизм всё это. РПЦ и не заметила как сама превратилась в жесткую тоталитарную секту. Уважаемые православные, прошу понять меня правильно. Я очень уважаю историческое православие, ту роль которую оно сыграло в истории Руси (имею ввиду положительные моменты). Ещё больше уважаю Учение Христа. Читайте больше первоисточник вашего Учения - Евангелие.Меньше читайте и слушайте современных попов, а больше Евангелие. Это Песнь Любви. А если уж и заметите, что неправый рядом с вами, так исцеляйте его любовью, а не злобными плевками и тычками. Мир вам, народ православный! Истины и Любви! Ко Христу поближе, от попов злобных подальше. Евангелия больше, книжечек современных поменьше. А на выставки ходите чаще, просвещайтесь. Мир создан Богом, и он гораздо обширнее и прекраснее чем учат ваши попы. На небо звездное посмотрите - оно прекрасно! Звезды созданы Богом, чтобы мы ими любовались и помнили о Небесном. Попы же вас запугали - \"космос бездушен и хуже того -бесами населен\". Встречал православных, которые и на звезды то посмотреть боятся - везде черти мерещатся. Шабанов вот выставкой пугает. Не слушайте таких, не любовь ими руководит, но страх и ненависть. Мира и любви!\n\n
    31.03.2011 17:33
    1 | 0
Для того чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться.