18 Апреля 24, 20:48
Новости, Общество
13 Октября 2011, 14:30

Департамент транспорта и связи Тверской области выбирал перевозчиков незаконно, считает УФАС

Департамент транспорта и связи Тверской области провел конкурс и выбрал перевозчиков на межмуниципальные маршруты. УФАС по Тверской области проверил, как департамент выбирал, кому дать право возить тверских пассажиров, и пришел к выводу: департамент нарушил закон о конкуренции, некоторые требования предъявлялись к перевозчикам необоснованно.

МУП «ПАТП-1» «Интершина», ООО ТК «Афанасий Никитин» обратились в УФАС по Тверской области с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства Департаментом транспорта и связи Тверской области. Комиссия Управления федеральной антимонопольной службы рассмотрела дело по признакам нарушения Департаментом транспорта и связи Тверской области части 1 статьи 15 и части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

По мнению перевозчиков, обратившихся в УФАС, региональный Департамент транспорта нарушил закон при проведении конкурса на перевозку пассажиров по межмуниципальным маршрутам. Конкурсы были назначены на 20.06.2011, 11.07.2011, 25.07.2011 г.

Нарушения заключались в следующем: в договоре были прописаны критерии оценки, которые давали преимущества некоторым перевозчикам, по условиям договора департамент мог его расторгнуть в одностороннем порядке. Кроме того, ООО «ТК Афанасий Никитин» департамент отказал в участии в конкурсе, так как, по мнению департамента, предприятие неправильно составила заявку на конкурс.

Департамент же считал, свои действия правомерными и не противоречащими закону. Рассмотрев представленные материалы, выслушав доводы, пояснения и возражения лиц, участвующих в деле, комиссия УФАС установила следующее.

Рынок межмуниципальных пассажирских перевозок до торгов был представлен 121 маршрутом, на которых осуществлял деятельность 21 перевозчик. Перечень социальных маршрутов перевозок Тверской области утвержден приказами департамента и включает в себя 108 маршрутов из 121 существующих маршрутов.


Департамент выдвинул следующие критерии отбора перевозчиков:

1. Опыт работы участника конкурса на межмуниципальных маршрутах перевозок Тверской области

2. Наличие материально-технической базы, обеспечивающей возможность хранения, технического обслуживания и ремонта транспортных средств

3. Предоставление участником конкурса льгот по провозной плате при перевозке пассажиров по межмуниципальным маршрутам перевозок Тверской области в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Тверской области
4. Отсутствие нарушений лицензионных требований и условий, повлекших за собой привлечение участника конкурса к административной ответственности

5. Отсутствие нарушений Правил дорожного движения и других нарушений, повлекших за собой привлечение участника Конкурса и (или) его водителей к административной ответственности в сфере пассажирских перевозок

6. Год выпуска транспортных средств

7. Технические характеристики транспортных средств

8. Оснащение транспортных средств участника Конкурса дополнительным оборудованием

9. Наличие резервных транспортных средств и водителей, возможных для использования в случаях необходимости
Максимальное количество баллов, которые мог получить перевозчик – 125

По мнению Департамента именно наличие собственной материально-технической базы у перевозчика является качественным параметром, так как только в этом случае гарантируется выполнение перевозки с обеспечением требований безопасности в долгосрочной перспективе.

При этом наличие у перевозчика транспорта не в собственности, а по договору аренды или другому договору позволяют перевозчику исполнять условия договора.

Кроме того, согласно «Положению о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек», перевозчику не обязательно иметь собственное помещение для технического обслуживания и ремонта транспорта, помещение также может быть арендованным, также перевозчик может заключить договор с другим предприятием на техническое обслуживание транспорта.

То есть департамент предъявлял требования к перевозчикам, которые не предусмотрены российским законодательством.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах.

Установление различия в критериях оценки в зависимости от того, имеется ли в наличии собственная материально-техническая база или она находится в аренде, создает немотивированные преимущества хозяйствующим субъектам, имеющим такую базу в собственности, чем ограничивается конкуренция и нарушаются требования части 1 статьи 17, части 1 статьи 15 Закона о конкуренции.
Кроме того, в конкурсе указан критерий, по которому наличие газобаллонного оборудования дает 5 баллов преимущества, а отсутствие никак не оценивается (0 баллов).

В рамках рассмотрения дела Департаментом не представлена оценка целесообразности перевода автомобильного транспорта на газовое топливо. Кроме того, анализ состояния конкурентной среды розничного рынка сжиженного углеводородного газа для заправки автомобилей, проведенный Тверским УФАС России в соответствии с планом в сентябре 2011 года, свидетельствует о неразвитости инфраструктуры рынка. Так, на территории Тверской области расположено всего 15 газозаправочных станций (далее ГЗС), в то время как АЗС более 100.

При этом АЗС широко представлены во всех муниципальных образованиях Тверской области, в то время как ГЗС только в отдельных муниципальных образованиях, в том числе 5 в Твери и только 1 в Калининском районе.

То есть газом в области заправляться негде, и в регионе нет закона, который бы ограничивал использование бензина. А потому критерий конкурсного отбора, характеризующий наличие/отсутствие газобаллонного оборудования, не характеризует ни качество перевозок, ни показатель энергоэффективности.
Кроме того, установка газобаллонного оборудования сопряжена со значительными материальными затратами, эффективность которых, учитывая вышеизложенное, достаточно спорна.

В соответствии с критериями конкурсного отбора, наличие опыта перевозки также дает перевозчику 5 баллов, если опыт до 1 года и 15 баллов – если опыт более года. Здесь учитывается именно опыт работы на межмуниципальных маршрутах.

Предоставление какой-либо справки об опыте работы претендентами, осуществлявшими перевозки на территории иных муниципальных образований, на межмуниципальных или городских маршрутах, Конкурсной документацией не предусмотрено и, следовательно, оцениваться не будет, что, по мнению комиссии УФАС, также неправомерно.

В соответствии с Протоколом от 24.06.2011 № 10 ООО ТК «Афанасий Никитин» отказано в допуске к участию в конкурсах 20.06.2011 по лоту № 1 (коммерческие маршруты) и лотам №№ 1, 9, 14, 22, 26 (социальные маршруты) ввиду признания конкурсной заявки и документов не соответствующими установленным требованиям – был предоставлен неполный пакет документов.

Но ООО «ТК Афанасий Никитин» не может предоставить ни копию налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, ни бухгалтерские балансы для претендентов, применяющих общий режим налогообложения.

Конкурсные документации, утвержденные приказами Департамента от 27.05.2011 №№ 58 и 59, не содержат порядок внесения изменений в конкурсную документацию.

Таким образом, отказ в допуске ООО «ТК Афанасий Никитин» к участию в конкурсах 20.06.2011 по лоту № 1 (коммерческий маршрут) и лотам №№ 1, 9, 14, 22, 26 (социальные маршруты) по основанию «отсутствия копий бухгалтерских балансов (формы №№ 1, 2) и копии налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (форма по КНД 1152017)», является необоснованным.

Вышеуказанный отказ нарушает статью 17 Закона о конкуренции, поскольку является не предусмотренным федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничением доступа к участию в торгах.

Необоснованное отклонение ООО «ТК Афанасий Никитин» привело к тому, что по лоту № 1 (коммерческий маршрут) и лотам №№ 1, 9, 14, 22, 26 (социальные маршруты) конкурс признан не состоявшимся. По лоту № 1 (коммерческий маршрут) и лотам №№ 1, 9, 14, 26 (социальные маршруты) договоры заключены с единственным участником. По лоту № 22 договор на перевозки по маршруту Тверь - Рябеево - Прудище не заключен вследствие отсутствия претендентов, отвечающих требованиям конкурсной документации.

В соответствии с частью 4 статьи 17 Закона о конкуренции и статьей 449 Гражданского кодекса РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом и заключенные с победителями договоры, признаются недействительными судом.

ООО «ТК Афанасий Никитин» в настоящее время осуществляет перевозки пассажиров по другим маршрутам по агентским договорам, по истечении срока которых будет вынуждено приостановить деятельность по перевозке пассажиров (письмо от 21.09.2011 № 44), тем самым может быть устранено с рынка перевозок пассажиров по межмуниципальным маршрутам Тверской области.
Учитывая вышеизложенное, действия Департамента транспорта и связи Тверской области по утверждению конкурсной документации и отказе в допуске по основаниям, не предусмотренным федеральным законодательством и иными нормативными актами противоречат части 1 статьи 15 и частям 1 и 2 статьи 17 Закона о конкуренции.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», УФАС решила признать Департамент транспорта и связи нарушившим закон « О защите конкуренции» в части установления критерия на наличие собственной материально-технической базы, наличие газобаллонного оборудования, установления различий в оценке опыта претендентов. Кроме того, комиссия УФАС решила, что ООО «ТК Афанасий Никитин» отказали в участии в конкурсе необоснованно.

Департаменту транспорта и связи Тверской области выдано предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства и о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции при проведении конкурсов по межмуниципальным маршрутам перевозок Тверской области.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность

Подпишись на наш Telegram-канал
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter Мы на связи WhatsApp +79201501000
вверх