19 Апреля 24, 17:58
Новости, Общество
02 Декабря 2016, 13:15

Ветеран Владимир Солдатов о том, как кулак прорывался на фронт, как его чуть живьём не похоронили и как лечился пюре с мясом

В преддверии 75-летия Освобождения Калинина от немецко-фашистских захватчиков своими воспоминаниями поделился ветеран ВОВ Владимир Иванович Солдатов: он рассказал о том, как значок ГТО помог ему оказаться на фронте, как он встретился с Жуковым и как лечился пюре с мясом.

Владимиру Ивановичу сейчас 97 лет. При этом он не только сохраняет ясность ума и активность, но и удивительную память – в рассказе называет все имена и даты. До сих пор играет на баяне – говорит, с музыкой через всю жизнь прошёл и даже на войне играл на мандолине (дома была самодельная скрипка, но её мать на фронт не дала). Музыка и труд, считает ветеран, и помогают ему сохранять молодость.

Его отец был высоким мужчиной - более 2 метров ростом, служил в охране царя. Однажды он сопровождал императорскую семью в путешествии на рижское взморье и там познакомился с генералом Дмитрием Карбышевым.

После окончания службы отец приехал в Весьегонск, торговал там маслом, и, в целом, большая семья из 12 человек ни в чём не нуждалась. А потом началась коллективизация.

- Отец тут же написал заявление: «Прошу принять меня со всем имуществом». А имущество – 3 ветряные мельницы, маслозавод для выработки льняного и подсолнечного масла, - вспоминает Владимир Иванович.

И всё-таки это не помогло остаться дома – семью из 12 человек выселили в Казахстан, город Семипалатинск. Впрочем, глава семьи отнёсся к такому повороту в своей судьбе спокойно, мол, в Казахстане ведь земля плодородная, там можно хорошо жить.

В Семипалатинске Владимир поступил в педагогическое училище, заведующим которого был бывший военнослужащий – Николай Васильевич Чурсин. Поэтому обучались студенты не только гуманитарным наукам, но и обращению с оружием. Тренировались на станковом пулемёте, оставшемся от басмачей. В итоге к 39-му году, когда начали набирать ополчение для участия в военном конфликте при Халхин-Голле, Владимир Иванович уже был отличным стрелком. Ему на тот момент было 19 лет.

- Мы с моими друзьями из Тверской области на фронт рвались – кулачество чтобы с себя снять. Но из кулаков меня тогда одного взяли. Из военкомата поехали в Читу, там нас Жуков выстроил и спрашивает: "У кого есть значки ГТО?". Большинство замялись, мол, мы забыли, дома лежат. А у меня свой был при себе, меня и отобрали в числе восьми человек.

Начало Великой Отечественной войны Владимир Иванович встретил в звании политрука. В составе 29-ой армии он был переброшен под Москву. Грамотных людей, способных прочитать лекцию и знающих историю, на тот момент в стране было немного, а потому руководство его старалось беречь. Командир полка инструктировал, чтобы в самое пекло не лез и жизнь свою сохранил.

- Потом он ко мне подходит и говорит: "4 ноября ты поедешь в Москву учиться в Академии политических наук". Я удивился – как это пойду? А как же война, мои ребята? "А это тебя не касается", – так он мне ответил.

Но на учёбу ему поехать так и не удалось. В одном из первых боёв Владимир Иванович на самой линии огня собрал из двух взорванных «Максимов» рабочий пулемёт и начал вести обстрел.

- И вдруг слышу – один из раненных кричит: «Товарищ комиссар, на тебя летят мины!». Я лёг на землю, сжался... Очнулся, смотрю – меня санитары раздевают. Я говорю: «Зачем?» А они отвечают: «Так ты не жилец уже всё равно, мы тебя сейчас в общую могилу скинем».

Всё же раненого отправили в госпиталь, сначала – в институт Пирогова в Москве, затем – в томский госпиталь. И везде прогнозы врачей были неутешительными. И всё-таки Владимир Иванович за короткое время встал на ноги – помог чудом найденный пенициллин и пюре с мясом.

- Меня там спросили - чего ты хочешь?  А я вот ничего так сильно и не хотел тогда, как пюре с мясом. Мне его приготовили и принесли. Смешно, конечно, сейчас это вспоминать.

В середине войны ему позволили поехать домой, навестить родных. К тому времени в Семипалатинск уже пришли похоронки, которые от матери Владимира Ивановича прятал его друг. Обратно в госпиталь не отпустили – на фронте с таким ранением делать было нечего, а вот в тылу он готовил к войне пополнение – учил будущих солдат военной подготовке и стрельбе.

По материалам Управления информации Администрации города Твери.

Видео
Подпишись на наш Telegram-канал
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter Мы на связи WhatsApp +79201501000
вверх