23 Апреля 24, 15:12
Новости, Общество
04 Сентября 2013, 13:33

Велопробег святая Русь, посвящённый 1025-летию крещения Руси, на тверской земле

В честь 1025-лития Крещения Киевской Руси 27 июля из Киева отправился миссионерский велопробег «Святая Русь», организованный  Запорожской Епархией совместно с молодёжным движением «Молодость не равнодушна». Велопробег совершает Антон Бондаренко с возможностью присоединиться к нему велосипедистам в любой точке маршрута. Путешественник едет по древнерусской земле, расположенной на территории современных государств России, Белоруссии и Украины. Финиш состоится в Киеве 27 сентября. Популяризация идеи славянского единства, сформированного на Православии, одна из основных целей этого миссионерского путешествия. Проект освещается в СМИ и интернет-изданиях, благодаря чему у многих читателей происходит «живое» знакомство с нашей историей.

На территории тверской области маршрут велопутешествия с 28 августа по 1 сентября пролёг  через города: Вышний Волочек – Максатиха – Бежецк – Кашин – Калязин - далее на Углич. В нём приняли участие пять велосипедистов из Твери Вышнего Волочка и Бежецка.


В «Русскую Венеций», как в народе называют Вышний Волочёк, первый город на пути по тверской земле, я прибыл в праздник Успения Пресвятой Богородицы. Удивителен Божий путь, который привёл меня к Успенскому храму в престольный праздник. С настоятелем отцом Владимиром мы вошли в храм и приложились к иконам, а в доме к столу уже ждали всё его семейство – матушка и шестеро детишек.


Сам город, умиротворённый и от души гостеприимный, преподнесли прихожане храма супруги Андрей и Ирина, Татьяна и отец Игорь, уже на следующий день. Название Вышний Волочёк старше самого города. Вначале на его месте проходил волок по кратчайшему пути из бассейна Волги к Новгороду и далее на Балтику. Это северная часть древнего пути «из Варяг в Греки», а также торгового пути через бассейн реки Волга в Волжскую Болгарию, через который в IX—X вв. шёл караванный путь. Вышний Волочёк определял судьбу строящегося Петербурга, обеспечивая поступления продовольствия и всего необходимого.  

Эти места были обжиты издавна, а вот первое письменное упоминание в 1437 году принадлежит   митрополиту Исидору в повесть "Хождение на Флорентийский Собор". Статус города был получен в 1770 году.


Перед прибытием велосипедистов мы побывали в Казанском монастыре. Игуменья Феодора подчиняется только Патриарху. Монастырь придерживается скитского устава, и доступ открыт лишь на время богослужения в воскресные и праздничные дни. Матушка великодушно позволила нам побывать в этом великолепном ансамбле из пятиглавого собора в честь Иконы Божьей Матери Боголюбской  (Андрониковой),  собора в честь Иконы Божьей Матери Казанской и церкви в честь св.Ефрема Сирина и св.Неонилы Мученицы. Сюда неоднократно приезжал Иоанн Кронштадтский, который  очень почитал греческую Андроникову святыню. Посещения его всегда были краткими по времени, но насыщенными по содержанию и имели для обители большое значение. Близ собора находится часовня, и могилы стариц блаженной Любушки и схимонахини Марии. Отец Игорь отслужил литию, а затем мы вернулись к Успенскому храму.


Встретившись с Ольгой Дувановой, Геннадием Ивановым из Клуба «ВелоТверь» и Сергеем Фёдоровым из Вышнего Волочка мы простились с гостеприимным городом и направились в Максатиху. 3000 километров пути пришлись на деревню Лугинино на тракте Вышний Волочёк-Бежецк. В центре селения находится деревянная часовня в честь Казанской иконы Божией Матери, созданная в русско-византийском стиле. «Господи, спаси Россию» - слова, как крик, отчеканенный на металлической табличке по фасаду со стороны дороги.




По дороге не может остаться незамеченным народный памятник за деревней Богатково, установленный 3 августа 2013 года на месте гибели лётного экипажа. Организатор его установки - пенсионерка из д.Тараки, в прошлом врач - Валентина Константиновна Бычкова. Ей помогали лётчики из военной части в Хотилово. Жительница соседней деревни, которой в 1941 году было 15 лет, сохранила до наших дней фотографию одного из погибших лётчиков.



К Максатихе подъехали, когда «струил закат последний свой багрянец». Отец Виталий с Игорем ждали нас на самом пороге посёлка. В храме Всех Святых мы услышали историю строительства новой колокольни и росписи храма.



Вечером долго разговаривали за чашкой чая с земляничным вареньем. На следующий день состоялась экскурсия в краеведческий музей, где директор Галина Алексеевна Половецкая рассказала об истории Максатихинского района.


Побывали мы и на святом ключике в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в деревне Горка.


Очень памятные слова произнёс отец Виталий на дорогу: «Всякое дело должно принести результат. И Вы предприняли это путешествие, чтобы иметь этот результат. Вы идёте велопробегом, кто-то Вас увидит, кто-то присоединится, как-то Вы завлечёте человека своим малым подвигом. И считайте, что Ваш подвиг, Ваше дело имело успех, даже, если один человек на всём Вашем пути полюбит своё отечество, и будет к нему относиться не как к этому государству, ни как к этой стране, а как к моей личной стране, моей любимой Родине. Папу с мамой и Родину не выбирают, они какие есть, такие и есть. Её надо любить и своей любовью преумножать. Поэтому ваше дело точно увенчается успехом.  Уже здесь резонанс пошёл и ещё пойдет. И люди будут знать. В пути у Вас может быть не один и не два человека познают, что есть люди, которые желают, что бы наше отечество было могучим, крепким, духовно развитым, обогащённым. А каждый из нас даже капельку туда вольёт, в эту сокровищницу, любви, и будет покрыто многое. Помогай Господи».

Мы получили не высказанный, а наглядный урок – только деятельное дерзновение может принести плоды. Ведь деятельность, это естественное и ежедневное состояние отца Виталия.

Пришло время вновь отправиться в путь. По дороге к Бежецку у деревни Сидорково произошла встреча с велосипедистами, которые выехали нам на встречу из Бежецка: Татьяной Филиппович (Бежецк) и Дмитрием Кочетковым (Тверь).



В Бежецке подъехали в Спасский кафедральный собор к вечерней службе. С отцом Евгением мы поклонились у памятного креста преподобному Нектарию Бежецкому, установленному на месте  монастыря Введения во храм Пресвятой Богородицы. Обитель, просиявшая чудесами и мудростью святого Нектария.



Посмотрели скульптурную композицию, посвящённую А. А. Ахматовой, Н. С. Гумилёву и Л. Н. Гумилеву и Христо-Рождественскую церковь, которую, как предполагают, она посещала вместе с сыном.  Семья  Гумилёвых принимала их сначала в Слепнёве, а после революции в Бежецке, на Рождественской улице (сейчас ул.Чудова) в доме 68/14.

Там белые церкви и звонкий, светящийся лед.

Там милого сына цветут васильковые очи.

Над городом древним алмазные русские ночи

И серп поднебесный желтее, чем липовый мед.

Там строгая память, такая скупая теперь,

Свои терема мне открыла с глубоким поклоном;

Но я не вошла, я захлопнула страшную дверь...

И город был полон веселым рождественским звоном.

 (Анна Андреевна Ахматова. Бежецк (1921)

Одним из многих интересных зданий Бежецка является особняк купцов Неворотиных.



Наиболее достоверной датой упоминания города в первой новгородской летописи признан 1196 год, а археологические раскопки подтверждают более древнюю историю этого края, изучать которую интересно и нужно.

На следующий день, 31 августа был отслужен молебен и с благословением, отправились дальше.



Не располагая большим временем, пришлось покинуть велопробег в Бежецке. К большому сожалению. По окружавшей его атмосфере, удивительным встречам и местам, он тянет присоединиться на весь путь, от Киева до Киева (прим.Ольга Дуванова).

Наш пелотон очень быстро преодолел расстояние от Бежецка до Кашина. И это всё благодаря «коробочки», авторами которой были Геннадий и Таня. Они так заботливо, спереди и сбоку защищали меня от встречного ветра, что это позволило сэкономить силы для последующих тысяч километров. С ними бы я «пошёл в разведку».



Местом расставания с тверскими велосипедистами стал православный Кашин. Но вначале нас приветили в Воскресенском кафедральном соборе с высокой 76-метровой колокольней. Впервые собор упоминается в летописях в 1382 г. Недавно на прилегающей площади был открыт памятник святой благоверной Княгини Анны Кашинской, супруги святого благоверного великого князя Михаила Ярославича Тверского.


Кашин, уникальный город. Сама природа дала ему высокую степень защиты, окружив кольцом реки Кашинка. Другую защиту город получил у покровительницы святой благоверной княгини Анны Кашинской. «В женском естестве мужескую крепость имела еси». Неоднократно на протяжении многих веков около её гробницы совершались чудеса. Впервые она была причислена к лику святых в 1649 году. Во время церковной реформы патриарха Никона княгиня была деканонизирована, а в 1909 году указом императора Николая II прославлена повторно. Уникальный случай в истории православия, память преподобной совершается трижды. Мощи святой сохранены, и ныне покоятся в кафедральном соборе Кашина в храме Вознесения Господня.

Здесь и состоялась наша вторая остановка, где уставших странников сытно накормили.

Уезжая из этого древнего города, я испытал некоторое сожаление о невозможности побыть здесь, и прикоснутся к богатой истории дольше, чем позволяет дорога.



Вечером в Калязине меня уже ждал и сердечно разместил у себя дома отец Владимир Мужичковский, а его матушка потчевала вкусной домашней едой и необыкновенным лакомым пирогом с толстенным слоем сладкого творога.

История Калязина уходит в глубину веков. Город возник в XV веке как слобода Троицкого Калязинского (Макарьевского) монастыря, основанного в 1434 г. преподобным Макарием на землях, принадлежавших некому Ивану Каляге (фамилия Калязины до сих пор широко распространена в Новгородской области). В 1466 году на пути в Индию монастырь посетил тверской купец Афанасий Никитин. В конце XVII века в район монастыря совершал свои «потешные походы» молодой Пётр I. После осуществления гидротехнического проекта «Большая Волга» в результате непродуманных решений в 1940 были затоплены огромные территории, многие селения стёрты с лица земли. Две трети Калязина, в том числе почти весь старый город, ушли под воду.

Чудом сохранившаяся колокольня Николаевского собора стоит в одиночестве посредине Волги, напоминая о трагедиях этой земли.




В Калязин, к мощам преподобного Макария, ходили пешком простые люди и ездили цари. Троицкий монастырь во время эпидемии «моровой язвы» в 1654 г. был резиденцией царской семьи и патриарха. После разграбления и закрытия обители мощи чудотворца перевезли в Тверь, где они покоились в соборе Белая Троица до 2012 г. Тогда, большим крестным ходом, состоялось возвращение преподобного Макария в основанный им Калязин.



Тверскую землю я покинул в первый день осени, шумевший дождями и звоном колоколов утренний службы. Она не осталась просто транзитной территорией. Велопробег «Святая Русь» нашёл здесь гостеприимный приём велосипедистов и православной церкви. Здесь он получил благословение митрополита Тверского и Кашинского Виктора. Поддержка двух епархий – Тверской и Кашинской, а так же Бежецкой и Весьегонской, берегла нас на  протяжении всего пути. Радушные и сердечные, богатые на добрые дела и скорые в помощи, это всё живые качества русских людей. Качества, источником которых является православие, присносущные на всей территории древнерусского государства. Такой стала для меня Тверская земля.

***

Уже не первый велопробег Антон Бондаренко выполняет благотворительную миссию. В данном случае, это помощь в сборе средств на лечение Богдана Приймачука, которому требуется трансплантация костного мозга. На операцию уже собрана часть средств. Подробнее о способах оказания в этом помощи можно узнать здесь.

С сайта http://velotver.ru

Подпишись на наш Telegram-канал
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter Мы на связи WhatsApp +79201501000
вверх