20 Апреля 24, 04:50
Блоги, Общество
29 Сентября 2012, 20:31

Мой Гимн Тверской области

     В соответствии с Постановлением Правительства Тверской области от 19 июня 2012 г. N 314-пп объявлен конкурс по созданию официального символа Тверской области - гимна Тверской области. 2 октября 2012 года конкурсная комиссия завершает приём заявок на участие в конкурсе. Я, Захаров Михаил Васильевич, полковник в отставке, преподаватель Военной академии ВКО им. Жукова Г.К. являясь автором текста и музыки конкурсного проекта – варианта Гимна Тверской области, в числе других подал 24 сентября 2012 года заявку на участие в конкурсе по созданию Гимна Тверской области. В интересах обеспечения равных прав участников и проведения работы комиссии в обстановке гласности я решил не ограничиваться только подачей заявки на участие в конкурсе, но провести собственную пиар-кампанию в тверских СМИ. Первым на моё обращение откликнулось Тверское информационное агентство, разместив 27 сентября 2012 года на своем ресурсе информацию о моём варианте Гимна Тверской области, включая текст Гимна и его звучание. Хотелось бы дополнить эту публикацию, рассказать более подробно о моём варианте Гимна. Кроме того, поступили и продолжают поступать комментарии, содержащие как доброжелательные отзывы, так и конструктивную критику. Хотелось бы дать ответ по существу всем участникам развернувшейся дискуссии, но, к сожалению, в рамках публикации это сделать невозможно. В ТИА мне порекомендовали создать свой блок на сайте ТИА, чем я и воспользовался.

     Для начала расскажу о себе, ведь «страна должна знать своих героев». Я родился в городе Рязани 6 февраля 1957 года, жил в Рязани до 22-летнего возраста. В 1979 году с отличием закончил Рязанский радиотехнический институт по специальности «Физическая электроника», получил первичное офицерское звание «лейтенант-инженер» и 4 августа 1979 года прибыл в город Калинин для прохождения воинской службы в Войска ПВО страны, в войсковую часть 01520, находившуюся в 30 км от Калинина по Тургиновскому шоссе. Волею судеб, лейтенант-двухгодичник, «пиджак», по выражению кадровых военных, по завершению службы в войсках ПВО оказался востребованным в Твери, которая была и до сих пор остается столицей ПВО благодаря наличию расположенных в одном городе научно-исследовательского института проблем ПВО (НИИ-2) и Военной Академии, готовящей кадры для ПВО. Моя военная служба почти целиком (за исключением 3-х лет обучения в адъюнктуре Военной инженерной радиотехнической академии ПВО им. Л.А. Говорова в г. Харькове) проходила в городе Калинине (Твери) и была связана с научной (в 2ЦНИИ МО РФ), а затем научно-педагогической деятельностью в Военной Академии ПВО (ныне ВКО). Имею 2 высших образования, ученую степень кандидата технических наук, ученое звание – старший научный сотрудник (доцент).

     В последнее время тверским и федеральным СМИ я известен своей активной борьбой за сохранение в Твери Военной академии ВКО им. Г.К. Жукова.

     Почему меня, физика по образованию, всю жизнь посвятившего вещам, далёким от поэзии, потянуло на «лирику»? Наверное, все-таки сказывается влияние рязанского песенно-есенинского края, под влиянием которого прошли моё детство и юность. Трудно, родившись в краю березового ситца, не стать поэтом и не любить русскую народную музыку. В юности, выучившись играть на гитаре, я открывал томик стихов Сергея Есенина на любой странице и тут же подбирал свою собственную мелодию к любому его стихотворению и напевал ее, аккомпанируя себе на гитаре.

     С началом моей военной службы в Калининской области в 1979 году начался тверской период моей жизни. Я полюбил Тверской край с ее бескрайними просторами, гордо называя себя волжанином. Очень давно я написал об этом четверостишие:

Вдалеке от рязанских раздолий

Чьих красот не забыть мне, поверь,

Словно родина стала мне Тверь

И обратной дороги нет боле…

     Сочинением стихов я занимаюсь уже достаточно долго. А работаю в основном, в стол, если и пишу, то немного, потому что очень ревностно отношусь к качеству своих стихов. Если рифма получается не совсем удачная – я бросаю четверостишие (стихотворение) и не возвращаюсь к нему более. К слову, третий куплет Гимна Тверской области я переделывал полностью три раза, пока не остался доволен результатом. Мое стихотворение «Я писал Премьеру», посвященное борьбе за сохранение Тверской Академии ВКО выложено на сайте Тверского Информационного Агентства: http://www.tvernews.ru/news/114380.

     Как человек творческий, я уже не первый раз обращаюсь к теме Твери и Тверской области. Первый мой творческий опыт по созданию песни, воспевающей Тверь, относится к теперь уже далёкому 1998 году. С этой песней я неоднократно выступал на различных площадках в День города, участвовал в конкурсах. И хотя мне не присуждали призовых мест, после исполнения моей песни ко мне подходили люди и в восторге говорили, что моя песня – лучшая, предлагали сотрудничество.

     Несмотря на название – «Гимн Твери» – это глубоко личная, лирическая песня, написанная в жанре шансон. Мне тогда очень хотелось, чтобы ее исполнил Михаил Круг. Но – не сложилось… Сейчас я ее с удовольствием распеваю во время семейных праздников, она нравится моей жене и моим близким. Она нисколько не устарела, потому что в ней воспеты нетленные ценности – любовь к своему городу, его историческому прошлому. И просто любовь.

     Когда я узнал об объявлении конкурса по созданию Гимна Тверской области, я сразу же подумал о своём «Гимне Твери». Но Гимн должен быть Гимном, в исполнении духового оркестра, а в наличии – лирическая задушевная песня с размером такта три четверти. Я уже начал всерьез подумывать об оранжировке ее для исполнения духовым оркестром. Но… не смог наступить на горло собственной песне. Пусть шансон остается шансоном. Я решил написать Гимн с чистого листа.

     Гимны обычно сочиняются в творческом содружестве поэта – автора текста, и композитора – автора музыки. Для своего Гимна музыку написал я сам. Каждый поэт в своё произведение привносит частицу своей души, своё видение мира. И если музыку сочинил тот же автор, что и стихи, то эта музыка будет продолжением стихов, составлять со словами единое и неразрывное целое в полном соответствии с авторским замыслом.

     Логика развития музыкально-поэтической композиции моего варианта гимна Тверской области подчинена единому авторскому замыслу, заключающемся в том, что кульминация развития музыкальной темы в припевах приходится (несмотря на то, что слова первого и других куплетов - разные) на одно и то же слово. И это слово – «Тверь». Другая авторская находка заключается в том, что развитие мелодии и в куплетах, и в припевах приводит к одной и той же музыкальной фразе, являющейся лейтмотивом Гимна – «Тверская земля, мы гордимся тобой!». И именно эта музыкальная фраза предваряет исполнение Гимна. Я не представляю, чтобы написанные мной стихи исполнялись под какую-либо другую музыку.

     Некоторые из впервые прослушавших мой Гимн делятся впечатлением, что у них создаётся впечатление о том, что в мелодии Гимна неуловимо прослеживается мелодия Гимна России; эта же мысль и отражена в некоторых комментариях к публикации в ТИА. На это я отвечу следующее.

     Наверное, это замечательно, что мой Гимн в чем-то схож с Гимном России, а не, скажем, с «семь-сорок». Кстати, музыка Александрова просто великолепна. Сходство с Гимном России было отмечено дирижером духового оркестра Военной Академии ВКО им Г.К. Жукова капитаном Морозовым Александром Викторовичем при первом знакомстве с  партитурой Гимна для духового оркестра. Однако уже на второй день нашей с ним совместной работы руководитель духового оркестра признал, что это первое впечатление было обманчивым, мелодия предложенного мной Гимна самобытна и неповторима.

     Почему такое происходит, я выяснил достаточно быстро. Я дал почитать текст Гимна Тверской области своему сослуживцу Авдееву А.П. (музыку он еще не слышал), и он воскликнул: «Михаил Васильевич, ведь это же – Гимн России». Действительно, слова Гимна Тверской области прекрасно ложатся на музыку Александрова, и наоборот. У стихов предлагаемого мной варианта Гимна Тверской области и стихов Гимна России один и тот же стихотворный размер! Полное его название – русский силлабо-тонический четырехстопный амфибрахий. Отличия только в припевах – моё стихотворение полностью выдержано в одном и том же размере, а в Гимне России в припеве амфибрахий переходит в дактиль. Ну а ритмический рисунок мелодии следует за стихотворным – ударному слогу соответствует более продолжительная нота, а безударному слогу более короткая. Почему мной выбран именно такой стихотворный размер? Если честно, я его не выбирал, а шел на поводу у своей Музы, как и все поэты. Однако, именно такой стихотворный размер позволил выразить в стихах такие сложные вещи, как, например, год основания нашего города. Кстати, для стихотворения, лежащего в основе Гимна крайне важно не только совершенство рифмы, но и безупречность стихотворного ритма, определяемого стихотворным размером. Иначе будет фальшь, очень заметная на слух при исполнении.

     Если обратиться к музыке, и положить рядом партитуры Гимна России и предлагаемого мной Гимна Тверской области, то, уверяю Вас, схожих последовательностей нот Вы не найдете. Я сочинял Гимн Тверской области и писал партитуру для духового оркестра в тональности до-мажор, однако дирижер духового оркестра Военной Академии настоятельно рекомендовал транспонировать партитуру в тональность фа-мажор, что я и сделал. Дело в том, что для голосов подавляющей части населения, которому и предстоит петь Гимн, частотный диапазон в среднем простирается от ноты до первой октавы до ноты фа второй октавы. После транспонирования в тональность фа-мажор диапазон нот предлагаемого варианта Гимна Тверской области как раз и лежит в этих пределах. Люди, которые могут спеть Гимн России, без затруднения смогут исполнить и мой Гимн Тверской области.

     Отдельно хотелось бы осветить вопрос создания мной партитуры для исполнения Гимна духовым оркестром. Я закончил детскую музыкальную школу по классу баяна в моём родном городе Рязани. Однако для меня это было настоящим увлечением, в отличие от других деток, которых мамаши заставляли заниматься музыкой насильно. Я, зная сольфеджио, самостоятельно подобрал аккорды для игры на 6-струнной гитаре. Моя родная сестра тоже закончила музыкальную школу, но в отличие от меня стала профессиональным музыкантом – закончила музыкальное училище и в настоящее время преподает в музыкальной школе в городе Рязани по классу народных инструментов. А я впоследствии увлекся точными науками, а победы на олимпиадах Рязанской области по физике и математике предопределили мой выбор профессии. Тем не менее музыка навсегда осталась моим увлечением.

     Я пробовал играть на многих инструментах, но заняться инструментовкой для духового оркестра пришлось впервые. Слава Богу, сейчас есть интернет, и, если есть желание и упорство, всегда можно добыть нужную информацию. С удивлением узнал, что корнет – не только воинское звание в царской армии, но и инструмент духового оркестра. Написание партитуры сейчас упрощается наличием специальных компьютерных программ – нотных редакторов, позволяющих облегчить работу над партитурой. Когда я принёс готовую партитуру, оказалось, что с руководителем духового оркестра мы говорим на одном языке – используем один и тот же нотный редактор, правда, я использую его более свежую версию. Пользуясь возможностью, хочу выразить глубокую признательность дирижеру военного духового оркестра ВА ВКО им. Г.К. Жукова капитану Морозову А.В. за неоценимую помощь в подготовке партитуры и подготовке к инструментальному исполнению моего варианта Гимна Тверской области.

      Мой вариант Гимна полностью соответствует требованиям, изложенным в Постановлении о проведении конкурса. Кроме того, я предложил конкурсной комиссии свое видение единого Гимна Твери и Тверской области путем внесения небольших изменений в текст и музыку предлагаемого мной варианта Гимна Тверской области. Художественные же достоинства моего варианта Гимна пусть оценит уважаемая конкурсная комиссия. Скажу одно: мне не стыдно за своё произведение. После того, как я завершил написание стихов, я понял – это то, что надо. Ни убавить, ни прибавить. Стихи как бы отделились от меня и зажили самостоятельной жизнью. Я с восторгом читаю и перечитываю их. Поэтому я оцениваю свои шансы на победу в конкурсе достаточно высоко.

     То же и с музыкой Гимна. Она величественна, державна. Вместе с тем, мелодия Гимна достаточно проста и легко запоминается. Я исполнял Гимн под аккомпанемент гитары в кругу друзей, и они сразу же подхватывали мелодию. В авторском, но не только, исполнении, но под более серьезный аккомпанемент мой вариант Гимна представлен на суд конкурсной комиссии. Уже несколько человек, услышав музыку моего варианта Гимна Тверской области, сказали мне, что при первых же аккордах Гимна Тверской области по спине прокатываются мурашки. Наверно, это – лучшая похвала.

     Хочу в этой связи сказать тёплые слова благодарности моим певицам – Сурсановой Екатерине Александровне, ученице 11 класса школы  №39 г. Твери и Михайловой Марии Вадимовне, учителю английского языка МОУ «Центр образования №49» – первым исполнителям Гимна Тверской области.

     Мои певицы – не профессионалы. Отобраны для озвучивания моего варианта Гимна по родственному принципу: Катюша – моя племянница, а Машенька – племянника начальника (точнее, начальницы) клуба Военной академии ВКО им. Г.К. Жукова Ивановой Татьяны Витальевны (выражаю свою признательность и благодарность этой замечательной женщине). Я весьма критически отношусь к своим вокальным способностям, поэтому мои певицы маскируют недостатки моего «вокала». Кстати, условия проведения конкурса предполагают проведение профессиональной оранжировки и озвучивания профессиональными исполнителями на втором этапе, поэтому замечания о вокальных способностях исполнителей гимна я в расчет не принимаю. Вы во время звучания аудиофайла можете проверить свои возможности исполнить мой вариант Гимна; лучшее исполнение только приветствуется.

     Мне иногда ставят в укор, что в тексте Гимна в основном используется военно-историческая тематика; хорошо бы упомянуть в тексте Гимна современную жизнь в Тверской области. Отвечаю. При написании текста Гимна я отдавал себе отчёт, что Гимн – это надолго, может быть, и не на один век. Поэтому в тексте Гимна я постарался использовать вечные и непреходящие ценности, чем гордились наши предки, гордимся мы сейчас и будут гордиться потомки. Мы живём сейчас в период безвременья, когда до основания разрушена коммунистическая идеология, но другой идеологии пока еще не создано. О чем писать, говоря о современности? О безуспешной борьбе с коррупцией, разъедающей все эшелоны власти? О развале ЖКХ? О дорогах в Тверской области? О временщиках в высшем военном руководстве, из личных корыстных устремлений преступно разрушающих оборону великой страны? Текст Гимна должен быть жизнеутверждающим. Но не до такой же степени, чтобы, характеризуя Тверь, написать слащавую ложь о «домах в окруженье садов». У меня на это просто перо не поднимется.

     Тем не менее жизнеутверждающее начало доминирует в тексте Гимна: В первом куплете слова «для жизни славян, полной счастья и долгой» представляют собой, фактически, заветы предков, которым мы должны быть верны вне зависимости от политических и идеологических коллизий, происходящих в стране. Работать во имя счастливой и долголетней жизни нынешнего и грядущих поколений жителей Тверской земли – вот нравственный ориентир, на который нацеливает Гимн. Или положить жизнь свою за други своя, как святой благоверный князь Михаил Ярославич Тверской или герои Отчизны во времена Великой Отечественной. Народ, у которого за плечами многовековая великая и славная история непобедим и способен воплотить в жизнь заветы предков. Поэтому уже сейчас тверичане с гордостью за свой край могут петь слова, ставшие лейтмотивом Гимна: «Тверская земля – мы гордимся тобой!».

Подпишись на наш Telegram-канал
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter Мы на связи WhatsApp +79201501000
вверх