28 Марта 24, 18:19
Блоги, Общество
19 Июля 2016, 17:11

«Время сражаться за тех, кого любишь»

Затем, как помнит рукопожатный читатель, следовала окончание «не уточняя цены». Песня с двойного альбома «Иначе», вышедшего осенью 2011 года. Но время для этой композиции пришло именно сегодня (Юрий Юлианович часто так делает), когда никто особенно не понимает, что будет хотя бы через квартал, но все ищут, как бы прожить со своим бременем чуточку дольше, чем сосед с надоедливым перфоратором. Прожить сегодняшним днем, что свойственно современнику.

Большой, не модный, нечитабельно-неразвлекательный, вымученный… Даже знаю, кто потом разберет на цитаты и покроет всё художество парой словечек без падежей – цитировать и материться много ума не надо. Но со времен медиафорума ОНФ в Питере накопилось, когда впервые к своей тридцатке воочию увидел Владимира Владимировича. Потом заочно встречались еще раз. Тоже появилась пища для размышлений.

…В мире что-то меняется. Все, кто еще способен на чувства, ощущают эту новую волну пятой точкой – когда рвется стабильность после долгого затишья, тут без очков всё видно. А вот что делать – не понятно. Реакция заурядного организма – пересидеть, приспособившись кое-как к новым условиям, которые, конечно, не продлятся вечность. Несколько подкорректировать свои принципы и вперед. Идеологии сложившейся в государстве нет, РПЦ нам не указ со своими патриархальными замашками и чувством долга вместо безграничной свободы современного сверхчеловека наоборот, полностью отказавшегося от ответственности за других… Конформизм рулит, ведь гораздо труднее встать под чей-нибудь флаг, тем более под свой, самостийный. А это век простоты, интуитивно понятных вещей. Коллективно расслабона пляжного отдыха и желательно с дешевым вискарем под мышкой.

Если совсем просто, то ныне мы живем на разрыве цивилизаций – фундаментализм ислама столкнулся с третьей волной «золотого миллиарда». Этот конфликт определяет нынешнюю повестку дня в мире, где есть комп, фастфуд и многослойная иерархия.

А что же Россия? В ближайшие годы нам предстоит сделать свой выбор – оставаться оплотом консервативных ценностей или вставать под знамена ЛГБТ и иных, экспериментирующих с человеческой природой и понятиями трансцендентного, ок, божественного. Кажется, здесь найдены точки соприкосновения в той же несговорчивой Госдуме, но в других вопросах… Распри внутри (элит, между элитой и народом, внутри самого народа) – смерть нации.

А что мы видим на уровне регионов, когда предвыборная борьба обнажила весь спектр мнений? Ненависть и зависть. Пофигизм и нежелание искать точки соприкосновения. Похоже, в бедной стране еще осталось что делить. Или мы не такие уж бедные? Но вполне себе аполитичные. Бояться этой сферы, как огня. Конечно, есть за что.

На местах много обсуждается режим выживания: для бизнеса, городского бюджета, пенсионера, многодетной семьи, малоимущих гражданах… да просто более или менее сносно чувствовавшей себя «средней» российской семьи, на поверку оказавшейся закредитованной бомбой с небольшим остатком времени на циферблате часового механизма. Турции нет по патриотическим причинам (ладно, лукавлю, отдых для потребителя вне моральных оценок патриотического чувства), авто стремительно стареет, детишки растут вместе с поборами бесплатного образования и медицины, расценками сервиса. Точнее ценник-то остался прежним, а вот реальные доходы сорвались в пропасть. Кто-то почувствовал жареное уже несколько лет назад, но основная масса – за последние полгода-год.

«Как будем выживать?» - такой вопрос звучит на улицах российских городов. Для рядового россиянина он ныне не менее актуален, чем для героя оскароносного Ди Каприо. Только в жизни после пути охотника Гласса никто бы не профукал статуэтку в ресторане… То, что выстрадано, плоды побед, пропущенных через себя, не забываются и запросто не отдаются. Мозоли на руках остаются на всегда.

А было ли много у каждого побед за последнее время? У страны в целом понятно: прекрасная Олимпиада и Севастополь. Внешние, политические… Чиновники играли слабо и побед не заслужили, научившись просто распределять нефтяные бюджеты, никого не обделив, но обидев многих. Другие тоже жили за счет бюджета: кто честно работал, кто-то протирал штаны целыми ведомствами. Третьи мирились с несовершенством системы и выстраивали бизнес с учетом лояльности контролирующих структур. Четвертые, не выходя из налоговой тени всю сознательную жизнь, забили на пенсию и работали «кустарями» - прекрасными профессионалами своего дело, не жалующимися на «зарытые» в дорожные выбоины миллиарды отчислений сограждан. У легальных пятых, здесь они солидарны с предыдущими тружениками, образовалась привычка к независящему не от чего ценообразованию и сторонним доходам. Учились они явно у крупных торговых сетей, благоразумно засекретивших маржу.

Так вот и жили. Стабильно. Даже росли. И ведь народ оттаял, почувствовал звон монеты в кармане, расслабился… Демография пошла вверх – еще бы после ледникового периода памятных «девяностых», памятных для новоиспеченных родителей-восьмидесятников. Последнего поколения замечательной местами и целыми отраслями страны.

И вот наступили другие условия, а начинка-то вся осталась прежней, прежняя система отношений и гешефта никуда не делась. Тут стремительно стал исчезать на горизонте Севастополь, вскрылись общественные болячки, народ впал в хандру и депрессуху. А на носу, как назло, выборы, а у партии власти чуть больше NN% поддержки. Пока. Степень отрицания и критики нарастает, народ теряет реальность, которой нет ни в телевизоре, ни в интернете… Потеря реальности – это отрицание всего, что связано с государственной политикой. Мы сами по себе – они сами по себе. Только нет «мы» и «они», есть одна страна, судьба которой решается здесь и сейчас.

Для вас лично какие ключевые слова последних четырех абзацев? Надеюсь, не Ди Каприо с «Оскаром» (кстати, удивительно, как наш человек вцепился в эту сказку-интригу на фоне всего негативного внутри страны, сублимируя свои разочарования на красивую историю из голливудской жизни, которая никому из нас не грозит). Для меня – рядовой россиянин.

Ключ ко всему. Вот в том году начальник местного надзорного ведомства сказал мне такую вещь: сегодня либо вкалывают до посинения, либо «пилят» всё что можно и нельзя. В обоих случаях я бы говорил именно о рядовых россиянах, законченных обывателях, жестоких потребителях. В основном, не дружных с понятием «гражданин».

Первые из мудрого замечания выше, увы, честно наработались днем и ночью так, что им больше не до чего, детей бы в школу вовремя отправить, поэтому их гражданственность заканчивается, в лучшем случае, на уплате (в том числе частичной) налогов. На социальную сферу у них логично не остается ни времени, ни сил, тем более годы благополучия приучили массы не экономить на отдыхе. Все «по чесноку»: время работать – время отдыхать. Это «неграждане» поневоле, поскольку приемлемое благосостояние легальным трудом достается в этой стране куда большими усилиями, чем в «золотом миллиарде». Не критика, но факт, не обвинение, но жестокая реальность.

Ну а про вторых, которые «пилят» в данном контексте вообще нечего говорить. Воров не обсуждают – их сажают по мере сил и доказательств.

Сегодня же получается следующая «петрушка»: кто-то делает ставку на индивидуальную съемку аналога «Выжившего», а более мудрые задумываются о том, чтобы объединиться. И вылезти из шкуры циничного, закостенелого, жесткого потребителя (извините, но это и есть лицо самого настоящего российского обывателя), приблизившись к полноценному гражданину, способному на бескорыстный поступок.

Самое интересное, которое почему-то многие не понимают, что в этом процессе государство вообще не нужно. Это сугубо индивидуальная вещь, для которой требуются лишь, по-хорошему, лидеры-мотиваторы да советские мультфильмы не про супергероев, изменяющих реальность за счет суперспособностей, а не благодетелей.

Кто-то возразит, что, например, в Твери и всем Верхневолжье существует масса ассоциаций, СРО, НКО, общественных организаций, советов и еще всякой-всячины, созданной напрямую или косвенно с подачи государства, и вот где они все в тяжелое время? Согласен в той части, что многие объединения на деле абсолютно не сплочены и пожирают себя изнутри. Но ведь с другой стороны – все в наших руках, силе диалога, вере в коллектив – как бы он ни назывался – партия, профсоюз, гвардия, актив, школьный класс, волонтерское движение…

Этим шансом, дорогое российское общество, дорогие земляки, надо воспользоваться. Шансом, кстати, который нам, возможно, даже не до конца осознанно, дало родное ненавистное и критикуемое многими государство.

История выявила такой парадокс современного развития социума: без государственного импульса гражданское общество создать не получится. И вот так получилось, что пока все отучались от образа советского человека коллектива, впав в другую крайность атомизированного бездушного индивидуума, с подачи государства и наиболее прогрессивных граждан стали возникать вот те самые перечисленные объединения. Да, в большинстве случаев искусственно, с непонятными целями, со скандальной деятельностью. И до сих пор так. Но сейчас есть реальное время перейти к другой качественной форме, сплотившись, а не создавая лишь иллюзию прочного коллектива.

Для сплочения «на земле», на мозговой переправе от Союза к новой России, государство не требуется, а вот дальше уже подготовлен механизм, которым, к сожалению, пока пользуются далеко не все.

Иначе… Иначе упомянутый альбом «Иначе» так и останется еще одной заметной, но утонувшей в массе серостей не только форме протеста, но и мостиком к лучшей организации общежития, для которой, вообще говоря, не так много и надо. Иначе так и придется жить в порочной системе, где бюрократы не слышат голос общества, а вопросы решаются не силой коллективного убеждения, а взяткой в темном кабинете.

Ребята, это не прожект. Это способ выживания, за которым видно будущее. И не такое сумрачное, как в «скандинавском социализме», внутри которого от человека, как представляется, мало что осталось. Давайте не будем наполнять злосчастным смыслом утверждение, что сейчас лишь оттягивается очередная бессмысленная и беспощадная… Неужели вы хотите, чтобы ваши внуки жили не в своей стране, чтобы их воспитывали в однополых семьях, чтобы Запад продолжал «западничать» за счет всего остального мира, невинно расшаркиваясь перед остальными: мол, кто первый – того и тапки, но вы там извините?

Теперь что касается защиты не власти, но государства. Логика критиканов проста и уродлива: партия «Единая Россия» есть государство, которое есть власть. Стройная цепочка, снимающая всякую ответственность за происходящее в стране. Для этого найдены оправдания: мол, в России создан тоталитарный режим полицейского государства при политическом монополизме «ЕдРа»… Это говорят люди, которые никогда не жили при настоящем тоталитаризме. Люди, обиженные на жизнь, которым проще обвинить во всех своих бедах ботинки Медведева. Люди, которые уже романтизировали 90-ые и считают, что тогда было лучше (коротка память народа!). Люди, для которых существует лишь вертикаль власти, и других форм управления они не знают. Горизонтальные связи и их прочность им неведомы, поскольку в российской действительности горизонт ограничивается часто соседним домом – договориться с «любимыми» соседями зачастую невозможно. Да и не хочется показаться дураком.

«ЕдРо» не отрицает, что несет основную часть ответственности. Но взвалить на плечи пришлось больше, чем следовало.

Критиканов сегодня уже не устраивает тезис, что вертикаль огромной страны пришлось создавать если не с нуля, то с плинтуса точно. Так реально мыслят политические оппоненты – параллельная реальность, которая хочет власти, но не государства. На вертикаль напасть проще всего: к ней, что называется, прилипло много нехороших людей, нависло балластом, который так и тянет к земле наш воздушный шар. А что вы хотели, если это единственная сила в стране, так называемая оппозиция которой любит жаловаться и мало двигаться. Дрова хоть бы помогли нуждающимся доставить… А, нет! Мы же должны быть уже все газифицированы по шею! Но нет этого. Простите, что дальше мысль не ворочается… А вот и не простим! Констатация факта сам факт изменит не скоро. Точнее никогда.

Знаете, какая основная претензия, например, к коммунистам, те, которые КПРФ? Вообще не понятны их базовые ценности и как они себя поведут в современных реалиях, смогут ли обеспечить преемственность существующего курса или начнут разворачивать корабль незнамо куда?

Когда мы говорим о переменах, для меня перед глазами встает следующая картинка: зампред Госдумы Владимир Васильев прямо в стильном костюме складывает в поленницу дрова для бабушки в отдаленном районе Тверской области, вот он мнет в руках холодных асфальт на проекте «ЯмамНет», вот общается с самыми простыми людьми на празднике Дня города Твери… Никто не понимает, что такой политический тяжеловес-«силовик» здесь делает?! Люди к такому не привыкли. Поэтому это вызывает поначалу неприятие…Тем временем парламентарий рвет шаблон, потому что так и должен работать депутат любого уровня: знать всю цепочку общества, а не только ее верх или низ. Каждый день доказывать свой статус, а не играть достигнутым имиджем в кабинетах и вещать с экранов телевизоров высоколобые сказки.

Но такой стиль работы, мягко говоря, с напряжением… А напрягаться у нас многие отвыкли. Те, у которых всё хорошо, а проблемы других – это проблемы других. Плохая история для весьма расслоенного общества.

Но этот стиль - толчок к гражданскому обществу, который критиканы закапывают в землю, вместо того чтобы подхватить инициативы. Они называют это пиаром. То есть реальные малые дела в России стали обычным пиаром. Тогда как назвать их критику? Парой слов без падежей, видимо. А как еще назвать действия, которые отбивают у людей зачатки объединения перед общим делом – не общим врагом, а достижением общего блага.

Принципиальная разница, которую по близорукости забрасывают камнями. Это не жалоба, это жалость. Сами у себя же отнимаем время.

Добрые дела должны стать «заразой». Эдаким вирусом гриппа неизвестного штампа. Желательно абсолютно неизлечимым. Пусть некоторые не готовы принять, что если на парад ЛГБТ-движения выйдет тысяча человек и его покажут по всем телеканалам, а на митинг «За традиционные ценности» выйдет сто тысяч и о нем больше никто не узнает, победит первая модель. Добрые дела можно и нужно делать, только не втихую, боясь в силу скромности к общественной огласки, а громко и на всю область, иначе и области-то не останется. И не важно под каким флагом – хотя флаг сегодня, увы, один-единственный. И для кого-то он ограничивается шуваловским самолетом и делом Васильевой. Да, можно жить и так…

Говорят, люди системы обладают неумолимой логикой, которая способна завести в самые крайние уголки. Неумолимая логика… Она сегодня требует начинать с ручного управления. Из-за тех, кто облепил вертикаль собственной некомпетентностью и тщеславием. Стряхивать балласт предстоит несколько лет – другого варианта нет.

Социология намекает, что народ охладел к выборам. Кому-то нужны прямые выборы, например, мэра, а кому-то хочется в выходной день отдыхать по своему любимому графику. Авось переживем, авось не взорвется, авось решат без нас, и всё само собой устаканится. Неа, критика партии власти уже бьет по всем направлениям, партия начинает затяжную реформу…

Борьба тьмы со светом, в общем и целом. Только не как в «Звездных войнах», а по-настоящему, серьезно, по-пацански. Слово за народом. Пора вставать под флаги, а не сидеть, боясь покраснеть, на диване, паря с пивком над схваткой, гордо воздерживаясь от поддержки той или иной позиции. Особенно у нас любит так поступать образованная интеллигенция, которая за народ-то себя не всегда принимает. Да, легко смотреть на происходящее «по-научному», со стороны, ни за что не отвечая, ответственно утверждая свою безответственность. «Фиксируя и наблюдая», скорее-только-наоборот.

Приятного всем остатка лета, лета наших надежд, когда на Рубикон встал витающий в душном воздухе Третий Рим!

Подпишись на наш Telegram-канал
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter Мы на связи WhatsApp +79201501000
вверх